В этом году, как обычно, с ночь с 31 декабря на 1 января м всей страной (и даже практически всем миром) отметим наступление нового, 2005 года. Конечно, событие это нельзя назвать рядовым в жизни людей, поскольку у большинства оно будет сопровождаться праздничным застольем, встречей с друзьями и близкими и многими другими веселыми и радостными мероприятиями. Обыденным, пожалуй, можно назвать лишь сам факт наступления события, поскольку происходит оно из года в год вот уже…

 А собственно, знаем ли мы, сколько лет в нашей стране (не говоря уж об остальном мире) новый год встречают в ночь с 31 декабря на 1 января? И почему именно в эту ночь? Откуда появились январь, декабрь и остальные месяцы? В общем, что мы знаем о календаре, которым ежедневно пользуемся?

   Как и многие другие термины, названия месяцев (январь, февраль и так далее) пришли к нам из Древнего Рима. Хотя, собственно, изначально ни января, ни февраля у римлян не было. Год начинался с марта и состоял всего из 10 месяцев. Именно поэтому названия некоторых из них переводятся с латыни довольно непривычно для нас. Ведь сентябрь в переводе означает седьмой, октябрь — восьмой, ноябрь — девятый, а декабрь — десятый, хотя в современном календаре они носят номера 9, 10, 11 и 12 соответственно. Существовали в римском календаре еще квинтилис, то есть пятый, и секстилис, то есть шестой. Теперь эти месяцы называются июль и август.

   Названия остальных месяцев тоже имеют определенный смысл, причем куда более поэтический, чем у сентября или декабря. Месяц март получил свое имя в честь римского бога войны Марса. Бог этот чрезвычайно почитался римлянами, именно поэтому в честь него назвали первый месяц в году. Апрель переводится с латыни как «раскрываться», «расцветать», что вполне объяснимо для месяца, имеющего наибольшее количество поклонников. Название май, судя по всему, происходит от имени древнеиталийской богини земли Майи, которой в этом месяце приносили жертвы. Июнь назван в честь богини Юноны (Июноны), супруги царя всех богов Юпитера и хранительницы семейных уз. Всего в 10 месяцах насчитывалось 304 дня.

   Одним из первых реформаторов календаря римские историки считают полулегендарного царя Нуму Помпилия. Именно он ввел в обращение 354-дневный год и добавил к уже имеющимся 10 месяцам январь и февраль. Первый получил свое имя в честь древнеримского бога времени Януса, второй в переводе означает «месяц очищения» и связан с праздником Луперкалии, отмечавшимся 15 февраля, когда бегавшие по Риму жрецы наносили прохожим удары ремнями (этот процесс и назывался очищением). К тому же Помпилий ввел 13-й месяц для согласования циклов движения Луны и Солнца. Название этого месяца — мерцедоний — по разным версиям происходит от латинского marcere — «увядать» или же от marces — «плата», так как мерцедоний являлся месяцем окончания всех денежных расчетов по прошедшему году. Таким образом, средняя продолжительность римского года составила 366,25 суток и на целые сутки превысила длительность астрономического года. Эта погрешность ликвидировалась увеличением и уменьшением количества дней в мерцедоний. Точность календаря сверяли с днями весеннего и осеннего равноденствия, которые должны были всегда приходиться на одно и то же число. За это отвечали древнеримские жрецы, но они часто злоупотребляли своими обязанностями, за определенную мзду сокращая или продляя год (например, чтобы увеличить срок правления давшему взятку консулу).

   К середине I века до нашей эры путаница в календаре превратилась в серьезную проблему, но тут нашелся человек, сумевший проблему решить. Им стал известный диктатор Гай Юлий Цезарь, который, кроме всех прочих должностей, еще и являлся верховным жрецом. Согласно его указу, в 46 году до нашей эры появилось два «лишних» месяца, дабы ликвидировался 90-дневный разрыв официального календаря с астрономическим, за что римляне прозвали этот год «годом великой путаницы». Цезарь определил длину года в 365,25 суток.

   Существуют сведения, что такую продолжительность года диктатор позаимствовал из Египта. Месяц мерцедоний заменили днем под названием bis sextum Kal Mart (в русском произношении трансформировавшийся в «високосный»). Этот день вставляли каждые 4 года между 24 и 25 февраля. Название его переводится как «дважды шестой до мартовских календ», так как римляне имели обратный счет времени — 24 февраля для них был 6 днем до мартовских календ, то есть до 1 марта. Также Цезарь ввел строгое чередование числа дней в месяцах: нечетные месяцы имели 31 день, четные — 30, последний месяц февраль — 29 (или 30 в високосном году).

   В новом календаре вводилась и новая дата начала года. Календарь Цезаря начал свой отсчет с 1 января 45 года до нашей эры, и отныне новый год в Риме также стал отмечаться 1 января, поскольку вот уже 100 лет с этого дня вступали в свою должность римские консулы. К тому же в 45 году 1 января выпало на новолуние, что диктатор посчитал хорошим знаком. В благодарность за реформу календаря уже после смерти реформатора по предложению его сподвижника Марка Антония сенат постановил переименовать месяц квинтилис в честь Юлия (Июлия) Цезаря в июль. Так родился юлианский календарь.

Впрочем, для того чтобы календарь принял привычную нам форму, потребовался еще один маленький штрих, сделанный рукою преемника Цезаря, первого римского императора Октавина Августа. Неизвестно по каким причинам, но жрецы снова запутали календарь, подарив Риму 3 лишних високосных года. Август приказал убрать лишние дни, объявив 5-й и 1-й до нашей эры и 4 год нашей эры «простыми». Конечно, такую реформу сложно сравнить по значимости с реформой Цезаря, но сенат почтил Октавиана не меньше его предшественника. В честь императора секстилис стал называться августом. Дабы не уступать Цезарю, Октавиан отнял у и так обделенного февраля один день и добавил его к августу. А чтобы не перегружать календарь подряд идущими 31-дневными месяцами, сдвинул их, передав один день от сентября октябрю и один день от ноября декабрю. Вот теперь римский календарь стал практически идентичен современному.

Впоследствии многим римским императорам не давала покоя сла ва Октавиана. Император Тиберий переименовал сентябрь в тибериус, император Антонин Пий — в антонинус, император Аврелий Коммод — в коммодус. Октябрь при императоре Домициане назывался домицианус. Но ни одно из этих названий так и не прижилось.

Юлианский календарь в редакции Октавиана Августа пришел на Русь в конце X века, вместе с принятой от Византии христианской религией. Был ли к тому времени у русских какой-либо календарь или нет, сказать сложно. Точно известно лишь о наличии своих наименований месяцев, тем более что некоторые из них сохранились в языках славянских народов (например, в украинском, белорусском, польском). Январь русичи называли сечень (время вырубки леса), февраль — лютый (в честь легендарных февральских морозов), март — березозол (по-видимому, по времени сбора березового сока), апрель — цветень (время цветения садов), май — травень (время зеленения трав), июнь -червень (то есть красный — время созревания вишен), июль — липец (время цветения липы), август -серпень (время жатвы), сентябрь -вересень (время цветения вереска), октябрь — листопад, ноябрь -грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), декабрь -студень (то есть холодный). И, тем не менее, русичи приняли календарь в том виде, в каком он существовал в Византии в качестве наследства от Древнего Рима. Приняли вместе с новыми названиями месяцев. За исключением одного момента — дня празднования нового года.

   Собственно, не только Русь не устроила установленная Цезарем дата празднования нового года. И в первую очередь такое положение дел было связано с тем, что Цезарь не решил одну из наиглавнейших проблем календаря — он не установил общепризнанную точку отсчета лет. Впоследствии в разных странах появились различные системы летосчисления, но со временем преобладающим стал счет лет от сотворения мира. Однако еще долго богословы и ученые не могли сойтись на какой-либо конкретной дате создания земли Божьим Промыслом, а ведь нередко именно она и выступала в качестве дня празднования нового года. Вплоть до IX века в Византии использовалась так называемая александрийская система летосчисления, которая провозглашала днем сотворения мира 25 марта 5001 года до I нашей эры (фактически же при устранении допущенных при ее расчете анахронизмов александрийская эра вела отсчет с 5493 года до нашей эры). Новый год также было решено отмечать 25 марта, но тут выяснилось, что эта дата конфликтует со схемой вычисления дня Пасхи. Начиная год с 25 марта, византийцы иногда имели две Пасхи в году, а иногда и ни одной. В конечном итоге дату празднования нового года перенесли на 1 сентября.

   А вот на Руси такой порядок почему-то не прижился. Из всего византийского календаря русичей не устроил только день празднования нового года, и они на долгие века сохранили собственный, доставшийся от предков праздник, отмечавшийся 1 марта и являвшийся одновременно днем начала сельскохозяйственных работ. Интересно, что эта дата удивительным образом совпала с датой сотворения мира по новой системе летосчисления, которая начиная с VI века стала вытеснять в Византии александрийскую (в X веке ее стали использовать и на Руси). Согласно этой системе, счет лет велся с 1 марта 5508 года до нашей эры, поскольку, по представлениям византийцев, именно в пятницу, 1 марта 5508 года до нашей эры Бог создал Адама.

   Россияне отмечали новый год 1 марта вплоть до 1492 года. По летосчислению от сотворения мира это был 7000 год, и на него «запланировали» конец света. Но в связи с тем, что конец света так и не состоялся, в сентябре этого года Московский церковный собор перенес дату празднования нового года на 1 сентября, как и подобает истинным православным византийской церкви.

   Вообще, в Европе долго царил разброд в праздновании начала года. Его отмечали и 25 декабря, и 1 января, и 1 марта, и 25 марта, и 1 сентября, и даже в день Пасхи. Однако постепенно привычное нам 1 января стало вытеснять остальные даты. В Священной Римской империи в этот день стали отмечать с XIII-XIV веков, в Испании — с 1556 года, в Дании и Швеции — с 1559 года, во Франции — с 1563 года, в Нидерландах — с 1575 года, в Шотландии — с 1600 года, в Германии — с 1691 года, в Венеции — с 1797 года. В документах Папской канцелярии начало года совмещено с 1 января начиная с 1601 года. Вслед за Европой такой порядок приняла и Россия, причем переход на новою дату отсчета дней в году совпал с переходом на новое летосчисление.

   19 декабря 1699 года в России вышел указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Указ повелевал: «…во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочил лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж». Проще говоря, начавшийся 1 сентября 7208 год от сотворения мира должен был продлиться всего три месяца и закончиться 1 января. А с 1 января наступал уже 1700 год от Рождества Христова. Так русский царь Петр I, известный своей страстью учиться у иноземцев, убил сразу двух зайцев: перевел Россию на наиболее распространенную в Европе систему летосчисления и ввел новую дату празднования Нового года -1 января, к тому времени наиболее распространенную. Единственное, на что Петру не хватило мужества, это изменить сам календарь. Между тем в Европе юлианский календарь стал постепенно вымирать, уступая место более точному — григорианскому. Но это уже другая история…

   

   Анатолий Павленко

«Самарские известия», 21.12.2004 г.

*