Что под елкой в Новый год. Предпраздничная торговля ожидает рекордные прибыли ("РГ")
Подарочный ажиотаж охватил все слои населения России. Каждый россиянин хочет одарить родных и близких чем-то ярким, оригинальным. Торговые центры, бутики и даже уличные киоски ломятся от всякого рода сувениров.
Мы в общем-то привыкли к покупательскому ажиотажу в предновогодние дни, еще свежи в памяти те времена, когда наши соотечественники выстаивали длинные очереди за продуктами к праздничному столу. Что касается подарков, то это в принципе новое веяние, прилетевшее к нам с Запада на крыльях крупных торговых корпораций — ритейлеров, хотя многие могут возразить: «А как же Дед Мороз с подарками?»
Приоритеты Деда Мороза никто не отрицает, однако он все же одаривал в первую очередь детей. А на Западе рождественские подарки принято дарить друг другу очень давно. И сейчас эта традиция проявляется как никогда.
Прошлогодние исследование показали, что французы выкладывают за рождественские подарки от 300 до 1500 евро. Что они предпочитают дарить? Модные аксессуары, игрушки и DVD. Дорогие подарки у них дарить не принято. Они берут количеством.
Итальянцы тратят в среднем 600 евро на подарки. Излюбленные подарки на Апениннах — предметы одежды и елочные украшения.
Британцы предпочитают покупать подарки в самый последний день перед Рождеством. В прошлом году они потратили на это 2 миллиарда фунтов.
Шведы считаются довольно прижимистыми людьми, но и они тратят в среднем 650 долларов на подарки к Рождеству. Они предпочитают дарить полезные вещи, шляпы и традиционные сувениры, из которых самый традиционный — деревянная фигурка лошади из провинции Даларне.
Интересно отметить, что Европу не захватила мода на Восточный календарь. Большинство европейцев даже и не знают, что предстоящий год будет Годом Петуха. В странах Центральной Европы из года в год, например, дарят фигурки только одного животного — свиньи, как символ благополучия. Сколько тратят перед Новым годом россияне? По данным экспертов, 21 процент опрошенных соотечественников рассчитывает потратить на подарки до 1000 рублей, 20 процентов — до 3000 рублей, 19 процентов — до 500 рублей, и 10 процентов — до 5000 рублей.
При этом определенно можно сказать, что в этом году предновогодняя торговля принесет продавцам рекордные прибыли. Об этом можно судить хотя бы по результатам года. По предварительным данным, розничный товарооборот в стране в этом году достигнет почти 7 триллионов рублей. Что дарят россияне родным и близким? Круг предпочтений весьма широк, как широка русская душа, — все, от дорогих автомобилей и бриллиантов до скромных глиняных петушков. В большинстве случаев росcияне останавливают свой выбор на сувенирах — 49 процентов. За ними следуют небольшие подарки (38 процентов), вещи, полезные в домашнем хозяйстве (17 процентов), одежда (12 процентов) и украшения (9 процентов). Лишь 3 процента подойдут к выбору подарков строго индивидуально, а еще 2 процента вообще собираются выдать подарок деньгами.
Предновогодняя торговля — это своего рода шоу. Представление, направленное на достижение одной цели: максимально увеличить товарооборот посредством игры на чувствах покупателей. Аттракцион невиданных щедрот, умело управляемый маркетологами различных компаний, продлится вплоть до наступления православного Рождества, и за этот период продавцы рассчитывают повысить продажи минимум на треть.
Новогодние распродажи как дополнительный способ продвижения товара — практика еще не столь распространенная, как за рубежом. Но в этом году торговля, похоже, осознала, что скидки дают возможность получить хороший кусок новогоднего «пирога», которым можно неплохо прокормиться в период «мертвого» сезона. Сегодня использовать этот прием стараются представители различных сфер бизнеса, но особенно активны сетевики. Как правило, о снижении цен объявляет та часть розницы, которая выступает и в роли импортера. Отсутствие дополнительного посредника при поставках позволяет такому ритейлеру сэкономить до 25 процентов своих средств, поэтому временное снижение цен на определенные товарные позиции на общий доход влияет несущественно.
В России число покупателей удваивается уже в первую неделю декабря, а к концу предновогоднего месяца увеличивается в 3,5 раза. С 10 декабря по 5 января одна розничная сеть может сделать 2,5-3 месячных оборота, при этом рост объемов продаж достигается за счет двух групп товаров — подарочных, а также продуктов питания и напитков к новогоднему столу.
В этом году магазины, как никогда, широко используют систему предпраздничных скидок. Родившись из традиционного для любого рынка обычая снижения запрашиваемой цены для покупателя, который берет больше товара, ныне практика установления скидок стала чрезвычайно изощренной, а набор типов скидок — весьма разнообразным.
По своей коммерческой природе скидка может быть плановой или тактической. Плановые скидки формируются за счет общей суммы накладных расходов и обычно настолько замаскированы, что иногда их так и называют — «замаскированные». Именно к такого рода скидкам можно отнести организацию фирмой-производителем рекламы своей продукции с указанием списка торговых фирм, которые этой продукцией торгуют. Тем самым фирма-производитель реально экономит средства своих дилеров на рекламу ими своих торговых названий, что по экономической природе равнозначно предоставлению им дополнительной скидки.
Остальные типы скидок можно отнести к категории тактических. Таковыми являются и предпраздничные скидки. Их объединяет общая задача — создание дополнительных стимулов для покупателя совершить покупку. Как легко понять, использование тактических скидок ведет к снижению реальной цены приобретения товара и, соответственно, к увеличению премии покупателя. Эта премия представляет собой разницу между экономической ценностью товара для покупателя и ценой, по которой ему этот товар удалось купить.
Скидка может быть в виде процента снижения номинальной цены (только перед Новым годом наши товары на 20 процентов дороже!) в виде числа единиц товара (сегодня три коробки конфет по цене двух!), который может быть получен бесплатно или по пониженной цене в виде суммы, которая может быть покупателю возвращена или зачтена в счет оплаты им следующих партий товара.
И если величина скидки выбрана правильно, то в результате такой коммерческой политики, несмотря на снижение реальной цены продаж, фирма все же получит прирост прибыли.
«Российская бизнес-газета» N490
*