(«Тольяттинское обозрение»). В пятницу в здании УФСБ Самарской области состоялась пресс-конференция, которую провел начальник Управления генерал-лейтенант Виктор Евтушенко. Встреча с журналистами была приурочена к 87-летию организации службы безопасности страны, также на ней подводились итоги уходящего года. Как выяснилось, работы у чекистов более чем достаточно.

Барьер для экстремистов

По словам Виктора Васильевича, оперативная обстановка в России и нашем регионе в уходящем году была тревожной из-за действий международных террористических организаций.

— Мы жили в постоянном напряжении, что ощущалось и в нашей повседневной деятельности. Для всех сегодня понятно, что международный терроризм -это враг номер один. Перед нами стоит задача найти эффективные меры, которые бы помогли избавить население от ужасов и кошмаров террористических проявлений. Вместе с другими ведомствами мы предпринимали значительные шаги, чтобы обеспечить безопасность населения. В итоге удалось взять ситуацию под полный контроль.

Известно лишь об одном случае задержания членов экстремистской организации в нашей области, членов «Хизбут-Тахрир». Проводились ли у нас еще подобные операции?

— В феврале решением Верховного суда РФ признаны террористическими и запрещены 15 радикальных исламских организаций. В течение этого года нами установлены три такие группы, их деятельность пресечена. Например, в апреле нашим Управлением совместно с органами внутренних дел задержаны двое граждан Республики Киргизия и один гражданин Казахстана, являющихся членами международной исламской организации «Исламский призыв «Таблиг», прибывшие в Россию с целью распространения идей ваххабизма. У иностранцев изъяты литература и листовки, направленные на разжигание межконфессиональной и межнациональной розни, установлена их связь с членами экстремистско-террористической организации «Хизбут Тахрир Аль-Ислами». В соответствии с решением одного из районных судов Самары эти люди выдворены за пределы нашей страны. В июне нашими сотрудниками выявлены и задержаны двое граждан Узбекистана, находившихся в розыске за террористические акты в Ташкенте, совершенные весной. Установлено, что один из них проходил подготовку в лагерях «Аль-Каиды» в Афганистане. Они проживали в Тольятти и работали на стройке в частном секторе. Эти люди были экстрадированы. Один из них на родине был казнен, другой приговорен к 25 годам лишения свободы.

—   Ходили слухи, что террористы намеревались даже взорвать      Жигулевскую ГЭС…

— Можно сказать, что мы предотвратили теракт на ГЭС. Мы выявили группу, которая, по нашим данным, изучала возможность проведения подобной акции. Чтобы совершить взрыв на таком объекте, нужны мощные усилия. Одному человеку или даже небольшой группе лиц это не под силу.

Кого преимущественно вербуют представители экстремистских организаций?

— Эмиссары, как правило, прикрываются миролюбивыми целями по распространению ислама. В их сети попадают люди с надломленной психикой, люди морально неустойчивые. Соблюдение «агитаторами» мер конспирации и строгий отбор в свои ряды свидетельствуют о том, что лидеры экстремистов прекрасно осознают противоправность своих действий. Нашу работу значительно осложняет увеличивающийся из года в год поток нелегальных мигрантов, среди которых легче всего легализоваться экстремистам и террористам.

Трагедия на рынке

— Какие результаты дало расследование взрыва на Кировском рынке? Правда ли, что в уголовном деле появились подозреваемые?

— Происшедшее на Кировском рынке — наша общая беда. Управление осуществляет оперативное сопровождение уголовного дела, возбужденного прокуратурой по факту взрыва, и продолжает работать по всем имеющимся версиям. Были установлены круг вероятных исполнителей данного преступления и их связи. Можно отметить, что подозреваемые не являются гражданами России. Они прошли подготовку на базах боевиков на Северном Кавказе. Ими совершен ряд подобных акций на территории РФ. В результате только по этому направлению из незаконного оборота изъято 14 единиц оружия, более 1300 патронов различного калибра, 400 граммов взрывчатых веществ, 330 граммов наркотических средств.

Фильтр для шпионов

Является ли Самарская область зоной интересов спецслужб иностранных государств?

—   Да. Я бы сказал, мы работаем в условиях острого противостояния с иностранными разведками. Нам удается контролировать ситуацию. В первую очередь, как уже говорилось, мы столкнулись с серьезным фактором угрозы нашим национальным интересам на канале незаконной эмиграции.

Что конкретно интересует представителей иностранных спецслужб в нашей области?

— Американцев интересует политическое и экономическое состояние региона, китайцев — в большей мере космическая тематика, Иран — ракетостроение. Имеется еще целый ряд тематик, которыми интересуются иностранные спецслужбы, но мы не можем об этом говорить. Мы выявили до десятка иностранных

разведчиков из стран дальнего зарубежья и немного больше из стран ближнего зарубежья (по нашим данным, всего двадцать два человека. — Авт.).

На пути наркотрафика

По каким каналам в нашу область поступают тяжелые наркотики и в каких объемах происходит их изъятие?

— Наш регион традиционно является зоной транзита и проникновения наркотических средств. За год нами пресечено более десятка каналов поступления наркотиков на территорию области, из незаконного оборота изъято более 62 килограммов тяжелых наркотиков (из них почти все — героин.- Авт.), к уголовной ответственности привлечено 14 человек. По нашим данным, основными поставщиками наркотиков на территорию области являются представители таджикских, киргизских, казахских ОПГ, затем наркотики реализуются местным этническим преступным сообществам.

Ваше отношение к тому, что после задержания представители этнических групп, в первую очередь чеченцы, заявляют, что их якобы пытаются выжить из региона. Насколько такие заявления соответствуют действительности?

— У преступности нет национальности, и поэтому для ФСБ не имеет значения, представители какой этнической группы совершают преступление. Заявления отдельных представителей действительно имеют место. Однако в юрисдикцию ФСБ указанная вами деятельность не входит. Мы противостоим организованной преступности как таковой.

Карман государства

— Расскажите, каким образом ваше Управление ведет борьбу с преступностью в области экономики?

— Мы ведем работу по выявлению организованных преступных групп, наносящих ущерб кредитно-финансовой сфере. По заключению специалистов, теневой оборот фиктивных предприятий Самарской области составляет несколько миллиардов долларов.

Сумма уклонения от уплаты налогов за неполный год только четырех подставных фирм, попавших в наше поле зрения, составила более 50 миллионов рублей. Также нами было выявлено более 30 фиктивных организаций в самарском филиале банка «Русские финансовые традиции». Нашим Управлением была проведена операция в отношении одного из руководителей банка и его помощницы. По версии следствия, ежемесячная сумма средств, отмытых ОПГ, составляла более 400 миллионов рублей. В январе по данному факту мы возбудили уголовное дело. Недавно решением суда обвиняемый был осужден к семи с половиной годам лишения свободы с испытательным сроком три года, а его подельница условно осуждена к семи годам и двум месяцам с испытательным сроком три года. Этим же решением суда им предъявлен иск о возмещении ущерба государству в размере двух миллиардов рублей.

Коррупционеры

На пресс-конференции были освещены далеко не все направления работы сотрудников УФСБ. Как нам стало известно, благодаря работе самарских чекистов в этом году к уголовной ответственности привлечены два сотрудника УБОП ГУВД: подполковник и старший лейтенант, занимавшиеся продажей наркотиков, ими же изъятых в процессе оперативно-розыскной деятельности. По версии следствия, они организовали торговлю через некую жительницу Чапаевска. Подозреваемым предъявлены обвинения. Из незаконного оборота изъят килограмм героина.

Осуждены к длительным срокам лишения свободы майор милиции, начальник подразделения БНОН одного из Самарских РОВД, и его подчиненный, капитан милиции. По версии следствия, они также сбывали наркотики. Также в этом году сотрудники ФСБ задержали сотрудника тольятгинского ОМОН прапорщика Вениамина Майкова. Как установил суд, Майков хранил огромную партию взрывчатки и боеприпасов. Бывший милиционер получил полтора года колонии-поселения.

Кроме того, за решеткой оказались организаторы массового производства и оптовой продажи поддельных удостоверений сотрудников прокуратуры.

Олег Новиков, НА «APuA»

Тольяттинское обозрение № 239 (1144) от 21.12.2004.

*