Только 1 раз в год 20-го декабря у бюста Феликса Дзержинского появляются живые цветы. Так самарские чекисты в свой профессиональный праздник чтут память отца-основателя первой службы безопасности советской России, председателя ВЧК. А вот помнят ли обычные горожане о Феликсе Эдмундовиче, — выясняла Дина Сметанова.

Новая примета. Каждый год в день чекиста в Самаре довольно морозно — это уже, как говорится, «железно»! Правда, самарский «железный Феликс» свое название все-таки не вполне оправдывает. На 6-тиметровом пьедестале — бюст, отлитый на Куйбышевском сталелитейном заводе из чугуна. А у основания постамента — гранитная площадка. Памятная скульптура в сквере на Хлебной площади стоит уже 37 лет. Но только раз в году возле нее — почетный караул. Рыцарю революции приносят символичные цветы.

Неизвестно, простил бы молодых сотрудников областного Управления ФСБ отец-основатель службы госбезопасности. У обычной молодежи, как выяснилось, о Феликсе Эдмундовиче и вовсе весьма отдаленное представление . В основном говорили, что есть в Самаре клуб имени Дзержинского. От ФСБ до него «рукой подать»:

-Ну, так где-то в общем… Не знаю я, кто такой Дзержинский. Мы не проходили про него ничего. Ну, может, революционер какой-то? Я ведь с ним не знакома.

-Я вот его очень уважаю. Я ведь и сама когда-то работала в органах внутренних дел. Он очень любил детей и с безнадзорностью боролся. Я преклоняюсь перед ним.

-А я сама в детдоме выросла. В 33-ем году еще сиротой осталась. Стыдно сейчас беспризорных детей иметь! Строгость сейчас очень нужна. Тогда ведь все строго было.

-Мы его все в армии любили. Хорошо работал он. И пусть земля ему будет пухом. Нет его, чего уж теперь…

Ни вера в «железного Феликса», ни действующие сильные мира сего не помогли самарским чекистам. Мечта о новом здании ФСБ пока так и не осуществилась. В этом году появился лишь новый, еще более высокий забор, отгородивший еще больше и без того секретную службу.

Дина Сметанова

Телерадиокомпания СКаТ

*