Иномарки давят объемом, отечественный автопром — ценой
(«Время новостей»). Российский автомобильный рынок развивается во многом за счет западных производителей, к такому выводу пришли аналитики PricewaterhouseCoopers, пытаясь определить его перспективы. За последние два года объем реализации отечественных легковых автомобилей на внутреннем рынке значительно увеличился.
Согласно обзору PWC, общий прирост продаж за 2003—2004 годы составил 7,2 млрд долл. — 67% по сравнению с показателями 2002 года. Причем более чем на 88% этот прирост обеспечили иностранные бренды. В целом количество проданных автомобилей за этот период увеличилось на 13% — с 1,4 млн штук в 2002-м до 1,6 млн в нынешнем году. При этом число новых иномарок, проданных в текущем году, выросло по сравнению с данными за 2002 год более чем втрое.
Анализ этих показателей оказался неутешительным для российских производителей и многообещающим для западных концернов, которым эксперты прочат в России большое будущее. Примечательно, что речь идет не о подержанных автомобилях иностранного производства, а о новых. Прирост объема продаж новых иномарок за последние два года составил около 6,4 млрд долл. По сравнению с 2002 годом сейчас этот сегмент отечественного рынка удвоился. Продажи новых иномарок в 2004 году, включая автомобили, произведенные на территории страны, превысили 9 млрд долл. Для отечественного автопрома ситуация плачевная, ведь средняя цена новых иномарок за это время практически не изменилась — их рынок растет и развивается в основном за счет увеличения объема продаж. Количество же реализованных российским автопромом автомобилей остается почти на одном уровне — чуть менее 900 тыс. в 2003 и 2004 годах, а их средняя цена поднялась с 4,9 тыс. до 5,9 тыс. долларов.
В нынешнем году по сравнению с прошлым объем продаж российских марок увеличился с 4,3 млрд до 5,2 млрд долларов.
Стремительный рост популярности иностранных авто исследователи объясняют разными факторами, в том числе увеличением доходов населения (в уходящем году их рост составит в среднем 9,7—10,5%, у обеспеченных слоев населения этот показатель значительно выше) и развитием гибкой системы кредитов. Сейчас с помощью банковского кредита в России приобретается примерно 30% новых автомобилей. Наибольшую выгоду от роста доходов и развития кредитования получают именно иностранные бренды. Эксперты отмечают, что при сохранении текущей тенденции наилучшие перспективы имеют международные компании, открывающие производства в России.
По прогнозам главы Минэкономразвития Германа Грефа, озвученным им в июле, в России в ближайшие два года свое производство откроют четыре крупных автопроизводителя из Германии и Японии (не уточнил какие). Он заверил, что «уже в этом году начнут вкладывать средства по меньшей мере две компании, а в следующем году еще две-три». Будущей весной французская Renault обещает запустить на московском СП «Автофрамос» производство марки Logan и планирует удвоить инвестиции в проект. В начале декабря лицензионное соглашение с «Северсталь-Авто» о выпуске внедорожников Rexton подписала корейская SsangYong Motor Company. Рассматривает возможность выпуска автомобилей в России второй по величине мировой автогигант и флагман японского автопрома Toyota. Другой японский производитель, Nissan, обсуждает идею строительства завода с нуля либо создания СП с ГАЗом или «Автофрамосом». О том, что еще два крупных японских автоконцерна — Honda Motor и Fuji Heavy Industries (производит машины под маркой Subaru) — изучают пути выхода на российский рынок, в том числе за счет организации собственного производства, на днях журналистам рассказал депутат Госдумы от Нижегородской области Юрий Сентюрин. Он утверждает, что информация об инвестиционных планах этих компаний была получена от источника в посольстве России в Японии, хотя в представительствах обоих концернов ее не подтвердили. В январе, как заявил в минувшую пятницу замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов, в подмосковное Ступино придет немецкий концерн Volkswagen. Присматривается к российскому рынку DaimlerChrysler. Похожие планы вынашивает и индийский производитель внедорожников Mahindra, который ведет переговоры в том числе и с ГАЗом по организации СП в Нижнем Новгороде.
Сейчас в России действует шесть сборочных производств иномарок. Концерн Ford Motor Co. в городе Всеволожске в Ленинградской области собирает автомобили Ford Focus. General Motors совместно с «АвтоВАЗом» производит в Тольятти в Самарской области внедорожники Chevrolet Niva. В Калининграде ЗАО «Автотор» выпускает корейские автомобили Kia, немецкие BMW и американские Hummer. Таганрогский автозавод собирает корейские Hyundai, а Ижевский — корейские KIA Spectra.
Денис УВАРОВ, Яна ГОДОВАНАЯ
N°231
20 декабря 2004 Время новостей
***