(«Русский курьер»). Несмотря на активное сопротивление иностранных акционеров нефтяной компании ЮКОС, аукцион по продаже 76,79% от уставного капитала его дочерней компании «Юганскнефтегаза» (ЮНГ) состоялся в воскресенье в Москве. Но без интриги не обошлось.

Аукцион, как и было объявлено, начался в 16:00. Через час стало известно, что его участниками стали только два заявителя: ООО «Газпромнефть» и ООО «Байкалфинансгруп» из Твери. Представители ООО «Первая венчурная компания» и ЗАО «Интерком» в здание Госстандарта на Ленинском проспекте, где свершилось действо, так и не появились.

В 17:21 стало известно, что дама от «Байкалфинансгруп» назвала минимальную цену и представители «Газпромнефти» прервали аукцион для консультаций. А через 3 минуты на лентах информационных агентств появилось сообщение, что неизвестная компания из Твери выиграла торги и купила крупнейшее нефтедобывающее предприятие России за 260, 753 млрд. рублей.

Победитель аукциона стал обладателем 43 обыкновенных акций ЮНГ, которые продавались единым лотом. Номинальная стоимость каждой акции — 177 тысяч 889 рублей 80 копеек. Начальная цена лота — 246,75 млрд. рублей. Задаток для участия в торгах составлял 49,35 млрд. рублей. Шаг аукциона — от 2,8 млрд. рублей. Средства, вырученные от продажи «Юганскнефтегаза», будут направлены на погашение консолидированной налоговой задолженности «ЮКОСа», которая на 10 декабря составляет 27,5 млрд. долларов.

Однако интересен не столько результат аукциона, сколько последствия, которыми он обернется для нового собственника и страны. По оценкам некоторых юристов, в ближайшее время он будет втянут в серию международных тяжб, а его руководители компания могут стать персонами нон-грата за границей Россиийской Федерациии.

В четверг американский суд по банкротствам в Хьюстоне (штат Техас), куда обратились иностранные представители в руководстве ЮКОСа, вынес решение о временной приостановке сроком на 10 рабочих дней всех операции с активами спорной компании, включая запланируемый на воскресенье аукцион.

В субботу суд отклонил аппеляцию «Газпрома» на том основании, что отмена распоряжения о временном приостановлении операций с активами нанесла бы значительный урон ЮКОСу в то время как сохранение в силе этого распоряжения не нанесет столь значительного урона «Газпрому».

Данный вердикт относится к консорциуму зарубежных банков, намеривавшихся кредитовать участие «Газпрома» в аукционе. Он создавался для синдикации кредита в размере 10 млрд. евро (13,2 млрд. долларов). В консорциум входят J.P. Morgan Chase & Co., BNP Paribas, Calyon и Dresdner Kleinwort Wasserstein. Его возглавляет Deutsche Bank. В субботу официально от участия в консорциуме отказался и нидерландский банк ABN Amro Holding NV. Адвокат Deutsche Bank заявил о приостановке работы по организации кредита.

В России на демарш иностранных акционеров ЮКОСа отреагировали жестко. «Мы говорим о том, что это наше внутреннее дело, определяемое ранее принятыми решениями и экономической целесообразностью, — заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков. — Сейчас мы анализируем ситуацию, но уже высказывалось мнение, что мы руководствуемся своим внутренним законодательством, что является определяющим».

«Принятое американским судом решение, запрещающее российским юридическим лицам осуществлять определенные, допускаемые российским законодательством действия на территории РФ, как и любое иное подобного рода решение суда США, не имеет в России юридической силы, если, конечно, не будет подтверждено российским судом», — указывается в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ.

Подобное же заявление сделал и адвокат «Газпрома» Майкл Голдберг из адвокатской конторы Baker Botts LLP. Он уверен, что американский суд вообще не имел юридических оснований для рассмотрения дела, касающегося российской компании и российского энергетического сектора.

Французский юрист Даниэль Гийо считает, решение суда Хьюстона является грубым вмешательством во внутренние дела России, поскольку оно «нарушает нормы международного права и не соблюдает суверенитет России». «Здесь явно прослеживается желание оказать давление на российские власти, — считает французский юрист. — Это также и попытка надавить на инвесторов, которые работают с Россией». В то же время он предупредил, что решение в Хьюстоне — это всего лишь первый шаг в очень длительной борьбе. Представители ЮКОСа, действуя через американский суд, высказал Гийо предположение, постараются добиться решения вопроса при помощи международного арбитража и заставить Россию согласиться на него.

Акционеры НК «Сибнефть», основным владельцем которой считается губернатор Чукотки Роман Абрамович, через компанию Millhouse Capital, которой принадлежит 8,8% акций ЮКОСа, подали иск в Московский арбитражный суд о запрещении проведения внеочередного собрания акционеров ЮКОСа 20 декабря. Дело в том, что при признании компаниеи банкротом было бы невозможно завершить «развод» ЮКОСа и «Сибнефти», а для его завершения осталось провести всего две операции. Иск удовлетворен и слет совладельцев нефтехолдинга, где планировалось принять решение о банкротстве по российским законам, не состоится.

В целом складывается впечатление, что французский юрист прав — Россию ожидает череда судебных разбирательств вдоль всех границ. Вчера адвокаты группы МЕНАТЕП — основного акционера НК «ЮКОС» еще подтвердили свои агрессивные намерения. Они подают иски против покупателя «Юганскнефтегаза» в судах Европы и США. По словам старшего партнера юридической фирмы «Гринберг-Траурик» Сэнфорда Сандерса, представляющего интересы группы МЕНАТЕП, адвокаты будут требовать арестов нефти, которую будет поставлять на экспорт новый собственник ЮНГ. Первый иск будет подан в Великобритании.

Одновременно санкциям могут быть подвержены и руководители нового владельца «Юганскнефтегаза». Если ЮКОСу удастся доказать, что российские чиновники нарушили определение американского суда и осуществили продажу «Юганскнефтегаза» незаконно, их можно будет привлечь к уголовной ответственности на территории США. Таким образом, после аукциона персонами нон-грата в США и, возможно, в Европу станут некоторые чиновники высшего ранга из Российского фонда федерального имущества, проводившего аукцион.

Татьяна ЧАПЛЫГИНА

«Русский курьер»

№ 439 2004-12-20

"Русский курьер"

*