Неизвестный покупатель побеждает "Газпром"
(«Би-би-си»). За сумму на 14 млрд. рублей (около 500 млн. долларов), превышающую стартовую цену, 76,79% «Юганскнефтегаза», дочернего предприятия компании ЮКОС, на долю которого приходится около двух третей всей добываемой компанией нефти, купила «Байкалфинансгруп». Что это за компания, кто за ней стоит и почему, вопреки всем ожиданиям, «Юганскнефтегаз» не достался «Газпромнефти», неясно.
Представитель «Газпрома» заявил, что компания-победитель не имеет никакого отношения к газовому монополисту. С аналогичными заявлениями выступили все ведущие нефтекомпании России — ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и ЛУКОЙЛ, равно как и «Интерросс» Владимира Потанина, одна из крупнейших частных компаний России.
О своем неучастии в аукционе заявила и Menatep Group, владеющая ЮКОСом. Спустя три часа после покупки все еще неясно, кто стоит за сделкой.
Акции ЮКОСа упали на 18%.
Перед началом аукциона высказывались предположения, что за «Байкалфинансгруп» стоит китайская нефтяная госкомпания или российская «Сургутнефтегаз», четвертая в стране по объемам добычи, однако никаких доказательств этому предположению нет.
Говорили также, что неизвестная компания, зарегистрированная в Твери, это — «ширма», за которой скрывается «Газпромнефть», которая принимала участие в аукционе самостоятельно.
После предложения цены «Байкалом» «Газпром», предложивший лишь стартовую цену, попросил прервать аукцион для консультаций на две минуты. После возобновления аукциона победителем была объявлена «Байкалфинансгруп», поскольку «Газпромнефть» отказалась поднимать цену.
Перераспределение позиций
Продажу нефтедобывающего подразделения компании, более года отбивающейся от вала судебных обвинений и начисленных задним числом налогов на сумму около 30 млрд. долларов, можно счесть кульминацией всего «дела ЮКОСа».
Еще до начала аукциона практически все аналитики были уверены, что «Юганскнефтегаз» достанется компании «Гапромнефть», контролируемому государством нефтегазовому гиганту, родившемуся в результате слияния «Газпрома» и «Роснефти».
Если бы это произошло, то «Гапзпромнефть» стала бы крупнейшей российской нефтедобывающей компанией с объемом добычи в 95 млн. тонн в год, что составляет более 20% всей добываемой в стране нефти.
Если за покупкой стоит «Сургутнефтегаз», чьи основные месторождения расположены по соседству с месторождениями «Юганскнефтегаза», то эта компания станет самой крупной в России. У «Суругтнефтегаза» традиционно много средств на счетах, за что руководство компании не раз подвергалось критике со стороны акционеров. Кроме того, глава компании миллиардер Владимир Богданов считается близким Кремлю и никогда явно не участвовал в политике.
Сама же компания ЮКОС после продажи «Юганскнефтегаза», до сих пор являвшаяся крупнейшим нефтедобытчиком, перестала входить даже в пятерку крупнейших российских нефтяных компаний.
За полтора года «дела ЮКОСа» компания, которую несколько лет считали образцом корпоративного управления и прозрачности в России, подешевела в 20 раз.
В ЮКОСе считают аукцион экспроприацией — наказанием за политические амбиции ее основателя Михаила Ходорковского, а выставленную сумму налогов завышенной.
Юристы компании повторяют, что схемы, которые использовал ЮКОС, полностью соответствовали закону, а начисление налогов фактически является нарушением формулы «закон обратной силы не имеет».
Хьюстонская защита
На этой неделе ЮКОСу удалось убедить американский суд принять решение о запрете на проведение аукциона.
Федеральный суд в Хьюстоне накануне аукциона подтвердил решение суда первой инстанции, временно запрещающее ОАО «Газпром» и зарубежным банкам осуществлять какие-либо действия, связанные с участием в аукционе по «Юганскнефтегазу».
Однако власти России сочли, что проведение аукциона по «Юганскнефтегазу» является внутренним делом России.
Решение американского суда привело к тому, что консорциум западных банков, готовившийся дать кредит «Газпрому» на покупку «Юганскнефтегаза», отказался давать деньги.
Вопрос, откуда государственный газовый монополист, на счетах которого нет необходимой суммы, возьмет деньги на покупку, оставался открытым до начала аукциона.
Стартовой ценой «Юганскнефтегаза» было 8,7 млрд. долларов. В ЮКОСе говорят, что при оценке компании властями ее цена была занижена по меньшей мере вдвое.
Продажа компании по начальной или близкой к ней цене не покрывает долгов ЮКОСа.
Акционеры ЮКОСА говорят, что готовы подать в суд на компанию, которой достанется «Юганскнефтегаз».
19 декабря 2004 г., 16:39 GMT 19:39 MCK
*