(«Фин. Известия»). Немецкий концерн Siemens принял решение о продаже подразделения, производящего мобильные телефоны. Только в прошлом году «мобильники» принесли компании 152 млн. евро убытков. Siemens не выдержал конкуренции с азиатскими фирмами. Вслед за американской IBM компания вынуждена сворачивать свой бизнес, уступая право экспансии на электронные рынки китайцам.

Хотя это прямо противоречит агрессивной модели бизнеса, созданной когда-то сыном бедного немецкого фермера Вернером Сименсом. Свое первое изобретение он сделал, чтобы прокормить семью. Бравый солдат и сторонник революции, он был возведен в дворяне кайзером Германии. На счету Сименса несколько десятков изобретений, самыми известными из которых стали динамо-машина, технологии прокладки морского кабеля и гальванического золочения. А свою компанию, крупнейшего производителя электротехники в Европе, он поднял на российских заказах.

Пешком в Берлин

Когда в мае 1888 года германский кайзер возвел сына фермера Вернера Сименса в дворянское достоинство, тот на удивление придворных отнесся к этому очень равнодушно. Потом фон Сименс признался, что из всех полученных им наград он ценит только звание академика Берлинской академии наук. Впрочем, происхождение Сименса не давало ему почти никаких шансов стать ни академиком, ни дворянином. Он родился в 1816 году в маленькой деревеньке Ленте, неподалеку от Ганновера. Его отец был мелким фермером, и семейных доходов с трудом хватало на десятерых отпрысков.

Школьные учителя ценили Сименса за сообразительность, и в 15 лет отец решил отправить Вернера в Любекскую гимназию. Через два года юный Сименс окончил ее с отличием и мечтой изучать технические науки. Однако несколько неурожайных лет поставили семью на грань банкротства, и Вернер вынужден был податься в прусскую армию.

Из-за бедности Вернер пешком добрался до Берлина, а затем и до места службы в артиллерийской школе Магдебурга. Юный артиллерист быстро увлекся пиротехникой. Однажды Вернер организовал фейерверк, который очень понравился прусскому принцу. Принц пригласил Сименса принять участие в последовавшей за этим регате. И сын фермера ее выиграл, обойдя всех особ королевской крови.

Повоевать Сименсу тоже пришлось. Построенные им морские мины и береговая батарея хорошо показали себя в войне с датчанами. А во время революции в марте 1848 года Вернер направил брату Вильгельму восторженное описание кровавых событий: «Прошедшая ночь была прекрасной и ужасной одновременно. Полная и ясная луна была окружена сиянием, все окна, если за ними не было жестоких боев, сияли радостью». Позже Сименс заметит, что именно военная служба помогла ему «обрести чувство уверенности в себе и устремиться к высоким целям».

Когда один за другим умерли его родители, Вернер должен был сам заботиться о своих девятерых братьях и сестрах. Нужда — хороший учитель. Сименс решает на практике применить пришедшие ему на ум идеи. И изобретательство, о котором он сам говорил, что это тяжкое дело, лишь немногих приводящее к успеху, а остальным ломающее зубы, принесло ему богатство и славу.

Идея первого изобретения, принесшего Сименсу деньги, пришла ему в голову на гауптвахте магдебургского гарнизона. Туда Вернер попал за участие в дуэли, где он был секундантом. Изобретение заключалось в гальваническом нанесении золота и серебра на металлические предметы. Отточив этот метод, Вернер поручил своему младшему брату Вильгельму продать патент в Великобритании, бывшей тогда крупнейшей промышленной державой. Затея удалась: новый метод купил промышленник из Бирмингема за большую сумму — 1500 фунтов.

«Я решил связать свою карьеру с телеграфией»

В 1847 году Сименс познакомил своего приятеля, специалиста по механике Иоганна Гальске с первой моделью разработанного им электрического телеграфа. Изюминка этого устройства состояла в синхронизации передающего и приемного механизма. Прибор так понравился Гальске, что он предложил создать фирму по его выпуску. По договору 1 октября 1847 года Вернер Сименс и Иоганн Георг Гальске основали Telegraphen-Bau-Anstalt von Siemens und Halske (Организацию по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске). «Живые деньги» в размере 6842 талеров в компанию принес двоюродный брат Вернера, советник юстиции Иоганн Георг Сименс, получивший 20% от прибыли. Размещалась компания в маленькой мастерской Гальске и насчитывала всего трех сотрудников.

Вскоре Сименс пишет своему брату Вильгельму: «Я почти решил связать свою карьеру с телеграфией независимо от того, будет ли она совмещаться с военной службой. Телеграфия станет со временем отдельной важной отраслью техники, и я вижу свое призвание в том, чтобы выступить организатором в этой области, которая находится в самом начале своего развития».

Сименс принялся развивать новую продукцию с истинно немецкой обстоятельностью. Он продумал целую систему, необходимую для экономичного функционирования всей передающей техники, к которой относились молниеотводы, ретрансляторы, кабели и изоляторы для них. В общем-то детальная проработка всех деталей и стала главным конкурентным преимуществом будущей компании.

В 1848 году Сименс получил первый крупный контракт на строительство первой электрической телеграфной линии в Европе. Она связала Берлин и Франкфурт-на-Майне, где разместился первый немецкий парламент. А когда 28 марта 1849 года по телеграфу была передана новость об избрании прусского короля Фридриха Вильгельма IV наследным кайзером Германии, Вернер Сименс стал героем дня. Он получил подряды на прокладку телеграфных линий в Кельн, Гамбург, Бреслау и Штеттин.

Но дальше дела в Пруссии не заладились. Глава телеграфного ведомства был плохого мнения о продукции Сименса, и в дальнейшем телеграф в Пруссии строил американец Морзе.

«Сименс и Гальске» пришлось перебиваться поставками телеграфов железной дороге и изготовлением турбинных счетчиков количества израсходованной воды.

В этот критический момент Вернер получил заказ на поставку 75 телеграфных аппаратов в Россию для единственной существовавшей в то время телеграфной линии между Москвой и Санкт-Петербургом. Стремясь закрепить успех, Вернер в 1852 году лично дважды посещает столицу Российской империи. Эти путешествия стали для Сименса поистине эпохальными. Компания получила заказ на прокладку телеграфной линии Москва — Киев — Одесса, а сам Сименс, находясь проездом в Кенигсберге, познакомился со своей будущей женой Матильдой. Россия стала для «Сименса и Гальске» крупнейшим рынком, обеспечив компанию заказами на ближайшие три года. Телеграфы Сименса связали столицу Российской империи с Финляндией, Польшей, Прибалтикой, Германией и Австрией.

Мобильный Сименс

Дела компании Сименса быстро шли в гору. Чтобы справиться с заказами из России и Англии, в 1857 году Вернер переходит от штучного к серийному производству. Однако Иоганн Гальске считал, что массовое производство неминуемо понизит качество. В 1867 году разногласия между партнерами достигли максимума, и Гальске покинул компанию. Теперь «Сименс и Гальске» стало чисто семейным предприятием Сименсов.

Уход Гальске позволил Сименсу довести модернизацию предприятия до конца. В 1872 году был открыт новый цех, оснащенный новейшими американскими станками. В это время в компании работало почти 1600 сотрудников.

Впрочем, Сименс прекрасно отдавал себе отчет в том, что капиталистическое производство имеет и неприятные стороны. В 1872 году он писал брату Вильгельму: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин». Для этого Сименс не только создал систему пенсионных касс для сотрудников, но и сократил рабочий день с девяти до восьми с половиной часов.

Изобретательское чутье и тут не обмануло Сименса. Сотрудники очень ценили социальные инициативы владельца, и на предприятиях Вернера при его жизни никогда не было никаких волнений.

Между делами фирмы Сименс выкраивал время для занятий политикой. Он входил в число основателей Немецкой прогрессивной партии, имевшей демократическую ориентацию. В 1862 году он избирался депутатом парламента и четыре года представлял в парламенте интересы округа Леннеп-Золинген, известного своей сталелитейной промышленностью.

Но основным хобби Вернера Сименса были путешествия. В основном он совершал их по делам компании, но иногда ему удавалось заняться и чисто познавательными поездками. Например, в 1858 году Сименс отправился в Египет, где вместе с группой Шамсина принял участие в исследовании пустыни. Правда, чаще всего Сименс бывал на российском Кавказе, где владел медным рудником Кедабег. Но свои бесчисленные поездки туда он сам объяснял «прекрасной природой и чувством внутреннего покоя». Последний раз Сименс побывал там всего за два года до смерти.

Рождественские черти

Было только одно электротехническое новшество, которое Сименс не воспринимал серьезно. Речь идет о телефоне. Вернер взялся за их производство только по просьбе почтмейстера Берлина в 1877 году. Каково же было удивление, когда их производство в короткое время возросло до 700 штук в день. Особенно бойко раскупалась «рождественская серия» аппаратов, представляющая собой двух чертей. 6 ноября 1877 года он писал брату Карлу: «Вскоре я буду ходатайствовать о получении патента на телефон. Мы уже находимся на середине пути, и я думаю, что скоро перегоним Белла».

К тому моменту Сименс уже изобрел динамо-машину. Она открыла ворота в новый век дешевого электричества. Попутно Вернер начал производство трамваев, троллейбусов и фуникулеров. Благодаря его изобретению производство электричества в мире неуклонно росло. В 1900 году оно составляло 15 млрд. кВт-ч, а в 1913 году достигло 50 млрд. кВт-ч.

Когда в 1889 году Сименс начал отходить от руководства фирмой, в его компании работало больше 5000 человек. С 1890 года формальным директором фирмы стал его брат Карл, который уже получил российское подданство и постоянно жил в местечке Гостиницы неподалеку от Санкт-Петербурга.

В оставшиеся годы Сименс жил на вилле в Бад-Гарцбурге и диктовал свои воспоминания. «Моя жизнь была заполнена усилиями, которые почти всегда были успешными», — писал он. Умер Сименс 6 декабря 1892 года, через несколько дней после выхода в свет его мемуаров.

Изобретения Вернера Сименса

1842 — метод гальванического золочения и никелирования

1842 — инерционный регулятор паровой машины

1856 — гальванометр для поиска неисправности телеграфного кабеля

1856 — динамометр для измерения напряжения укладываемого морского кабеля

1857 — дуплексная телеграфная связь. Постоянное напряжение в телеграфной сети.

1866 — динамо-машина

Археоптерикс Сименса

В 1877 году в древнеюрских сланцах геолог-любитель нашел прекрасно сохранившийся отпечаток древней полуптицы-полуящерицы. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же купил ее. Позднее он передал ее Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета — Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает об этом поступке.

17.12.2004 09:51

Фин. Известия

***