"Найти и обезвредить". В студенческой среде к наркотикам прежде всего прибегают те, кто не устроен в жизни и переживает какие-то личные проблемы…
(«ВК»). Студенчество — особая часть молодежи, отвечающая за будущее, за прогресс, за развитие… Наркотизация именно этой части молодежи наиболее болезненна для будущего России, Хотя какой палец ни порань, часто повторял мой отец, одинаково больно. Итак, статистика неумолима и жестока…
По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ, в 2004 году только среди молодежи было зафиксировано 4 млн наркоманов. Более того, сегодня подростки и молодежь составляют 70 процентов от всех потребителей наркотиков в стране. 56 процентов мальчиков и 20 — девочек хотя бы раз в своей жизни пробовали наркотики.
Наркотики все раньше и раньше входят в жизнь детей: средний возраст вовлеченных в употребление мальчиков составляет 14,2 года, девочек -14,6 года. Если же говорить о студентах, то за последние четыре года в этой среде число наркоманов увеличилось в 6 — 8 раз, и сегодня наркотики употребляют 30 — 40 процентов студентов России. Чаще всего это будущие экономисты, социологи, психологи, менеджеры, врачи. Очень много наркозависимых учится в колледжах и техникумах. Остальные студенты, оставшиеся за пределами страшной статистики, находятся в контакте с принимающими наркотики. У половины из них есть знакомые наркоманы, третьей части — когда-либо предлагалось попробовать наркотики, а 20 процентов студентов-ненаркоманов знают, где их можно достать.
«НЕ САМЫЕ АКТИВНЫЕ» СОРОК ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ
Эти данные, приведенные на днях на совещании совета ректоров, проходившем в Самаре на территории Самарского государственного медуниверситета, сходятся с данными члена профильного комитета Госдумы Валентины Ивановой. Она оговорилась, что хотя студенческая среда не самая активная часть общества по употреблению наркотиков, но все же 45 процентов студентов знают о наркотике не понаслышке.
Как было отмечено на совещании, сегодня нет ни одного региона в России, свободного от наркомании, СПИДа, алкоголизма, токсикомании среди детей, подростков и обучающейся молодежи. Торговцы наркотиками, пусть земля горит под их ногами, распространяют свой товар руками самих же подростков и студентов, организуя таким образом настоящую агентскую сеть. И если в классе, например, появился один наркозависимый ребенок, то к концу года он сумеет приобщить к наркотикам как минимум 5-7 человек.
Не только ПФО, но и другие регионы ищут пути преодоления дальнейшей наркотизации студенческой среды. Так, проблемы, связанные с внедрением новых технологий профилактики наркомании в образовательной среде, обсудили недавно в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана на первом Всероссийском совещании работников высшей школы и представителей общественных организаций.
Еще примеры. На базе Санкт-Петербургского университета проводили мониторинг студентов, входящих в «зону риска». В студенческой среде к наркотикам прежде всего прибегают те, кто не устроен в жизни и переживает какие-то личные проблемы.
В Казани комплексный центр социального обслуживания «Доверие» специально создан для профилактической работы в молодежной среде, после того как незаконное производство, сбыт и оборот, потребление наркотиков, особенно в подростковой, молодежной среде, приняли масштабы национальной катастрофы, опасной для экономических, политических, культурных основ республики. Алексей Кулагин, заместитель директора центра, рассказал нам во время последней акции «Волга против наркотиков», как центр работает со студентами в рамках республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения на 2002-2006 годы.
В Казани — 14 государственных вузов. Их студенты проходят через «Доверие» — через индивидуальные консультирования, тренинги. Работа со студентами проводится и на территории вузов, и в самом центре. Все бесплатно и добровольно. «Студенты охотно участвуют в тренингах, — рассказал Николай Семушкин, заместитель декана факультета механизации Казанской сельхозакадемии. — В основном тренинг применяется в отношении первокурсников, как правило, после первичной диагностики, — чтобы адаптировать их к студенческой жизни. Ведь у наших студентов, приехавших учиться в большой город из сел и небольших городов Татарстана, есть проблемы в общении, им приходится преодолевать так называемый «комплекс провинциала».
В Екатеринбурге ставят на повышение общеобразовательного и интеллектуального уровней студентов. Молодежь в вузах привлекают к научной работе, приобщают к духовным ценностям, пытаются преобразовать внутренний мир молодого человека, мировоззрение.
И СНОВА О ПРИЧИННОМ МЕСТЕ
В Самарской области тоже проводятся исследования, и эти исследования показывают, что в последнее время улучшилась ситуация с реабилитацией, есть где получить помощь, выросла компетентность специалистов. Что касается непосредственно студенческой среды, то, например, в Самарском госуниверситете уже несколько лет студенты проходят через серьезные тренинговые программы, посвященные профилактике всех зависимостей. Для этого ректор Геннадий Яровой выделил часы, деньги.
Нижегородская комиссия противодействия распространению наркотизации выявила
ряд причин, по которым эта проблема так актуальна. Среди них — расширение сети распространения наркотиков. Она назвала также неприкрытую пропаганду наркотиков посредством массовой культуры. Так, в песне Кати Лель упоминается джага, а это другое название гашиша. Что касается нашей области и других областей ПФО, то географическое расположение — между Европой и Азией, близость стран, возделывающих наркотические растения, возможность в некоторых местах самостоятельно их выращивать, а также развитая химическая промышленность — относит нас к рискованной зоне.
Основной средой приобщения школьников, студентов к наркотикам являются неформальные группы, собирающиеся для общения. Происходит это, как правило, вблизи учреждений образования и досуга. В регионах наркомания процветает на территориях с самыми неблагополучными социальными условиями. И хотя сегодня существует много программ, направленных на профилактику и борьбу с наркоманией, ректоры считают, что работают программы плохо. Почему? По многим причинам, само себе отвечает вузовское руководство. Прежде всего, потому что нет в нужном количестве людей, которые бы могли эту самую профилактику проводить. В учреждениях образования работают педагогические кадры предпенсионного и пенсионного возраста. Когда они сами получали профессиональное образование, такого явления, как наркомания, не было и в помине. Как вести работу по профилактике наркомании с детьми, со студентами -учителя не знают. И никто их сегодня этому не учит.
В том, что «не учит никто», мы не согласимся. Взять хотя бы пример Самарской области. Самарский госуниверситет, который ежегодно выпускает сотни дипломированных педагогов, знает, как заложить в специалиста нужную составляющую. Андрей Березовский, старший преподаватель кафедры психологии Самарского госуниверситета, делает ставку на воспитание сильной, яркой личности. Научное направление кафедры, на которой работает Березовский, — это профилактика всяких зависимостей. Она считается в России единственной. «Мы обучаем специалистов, — сказал он. — Ключ нашей программы — это подбор, рост и развитие личности — того, кто проводит профилактику». Выходит, компетентные преподаватели и учителя — это не проблема.
ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ВУЗЫ?
На этот вопрос на совещании попытался ответить Роман Стронгин, ректор Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и председатель совета ректоров вузов ПФО. «У нас, вузов, есть преимущества — заявил он. — Мы предлагаем студентам нечто более умное, чем сомнительные ночные развлечения и примитивный криминал. Более того, мы предлагаем им личное благополучие в будущем, стимулируем карьерную амбициозность».
Итог совещанию подвели следующие предложения. Первое — рассмотреть изменения в нормативных документах, регулирующих вопросы проведения тестирования на употребление наркотических средств в образовательных учреждениях. Второе — внести в перечень документов, предоставляемых абитуриентом, обязательность справки о состоянии здоровья с заключением нарколога. Третье — внести в уставы вузов изменения, связанные с запретом на курение и наркоманию и многое другое.
Насколько все сказанное не забудется в потоке будней и получит дальнейшее развитие?» Сказать трудно. Но отступать некуда, позади страна…
ОПЕРАТИВНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ В САМАРЕ
Оперативные студенческие отряды по противодействию распространению наркотиков в студенческой среде созданы в настоящее время в двух вузах Самары — Самарском государственном университете и педагогическом университете. Отряды будут действовать в рамках областной целевой программы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимого населения области. Создание таких отрядов преследует собой цель по формированию в студенческой среде ценностей здорового образа жизни, как залога успешности и негативного отношения к употреблению наркотиков, а также содействию администрации вуза и правоохранительным органам в противодействии распространению наркотиков на территории вузов и общежитий. Отряды будут также охранять общественный порядок во время проведения массовых молодежных мероприятий. В каждом отряде будет примерно по 30 человек; желающие уже есть. Владимир Живцов, помощник ректора Самарского госуниверситета и куратор создающегося отряда, рассказал о своем представлении о работе таких отрядов: «Проект такого отряда уже проработан. С января он начнет реально работать. Мы ждем от него положительного эффекта. Мы в этом начинании станем примером для других вузов области. В других российских регионах такие отряды уже реально помогают».
Автор: Елена Шведова, Елена Памурзина
Дата публикации: 17.12.2004
Волжский комсомолец № 64 (14217) от 17.12.2004
*