От основного материала меня заставили отвлечься горы агитационных листовок, газеток и газетенок, которые обрушились в и на наши многострадальные почтовые ящики накануне очередных выборов (в муниципальные, кажется, советы). Продукция эта разного формата, на бумаге разного качества, но абсолютно неразличима по содержанию и по стилистике.

Количество возмутительно. Содержание не просто убого, в убожестве своем оно дошло до крайней степени, практически до вырождения, и, по-моему, способно оказывать на многострадального и фантастически терпеливого российского избирателя только «антивоздействие». Например, развернем «Василеостровскую перспективу»: команда господина Евдокимова состоит из десяти кандидатов (вполне допускаю, что они приличные люди, деятельные и деловитые и прочая).

Прокламация с настойчивостью дятла долбит, что все они, как богатыри знаменитого пушкинского дядьки Черномора, единым почти безымянным фронтом наступают на уплотнительную застройку, борются за интересы социально незащищенных граждан, занимаются благоустройством… Оглядевшись вокруг, даже самый лояльно настроенный горожанин должен с недоумением пожать плечами: где же результаты титанических усилий. Черты «человеческого» лица проступают (только проступают!) во фрагментах, посвященных господам Афанасьеву, Максимову и Казанскому. Что касается остальных «героев», то авторы публикации сделали все, чтобы лишить читателя информации о них: факты предельно усреднены и обобщены (кандидаты трудятся «по одному из адресов», привели в порядок неизвестные нам «29 дворов», оказывают «большую помощь нашим школам и детским садам, инвалидам и малоимущим», организуют «много экскурсионно-тематических поездок», наконец, сейчас проводят «организационную работу по дежурству (?) добровольной народной дружины») . Причем, все это изложено на канцелярите, от которого может возникнуть аллергическое почесывание: «Александр Алексеевич в своей депутатской работе уделяет особое внимание вопросам помощи социально незащищенным жителям и формированию системы организации социальной работы, обеспечивающей взаимодействие разных поколений. При его непосредственном участии была создана адресная программа социальной защиты…» или «Иван Петрович неизбежно встречался с воздействием внешних условий, со связью организма с окружающей средой…» (Честное слово, затрудняюсь перевести все это на человеческий язык).

Мне как рядовому избирателю по прочтении сего становится ясно, что занимается господин-товарищ какими-то важными вопросами, системами, защитами, взаимодействиями, программами… Но у нас уже есть три миллиона чиновников, которые заняты такими важными делами, а под окнами у меня растет гора мусора, в нескольких шагах возвышается гигантский символ окончательно для меня победившей идеи уплотнительной застройки. Надо ли мне голосовать за Александра Алексеевича?

Я не агитирую в данном случае. Я просто рассуждаю так, как должен рассуждать рядовой избиратель, сохранивший хотя бы остатки навыков логического мышления после чтения подобной макулатуры.

Реагировать же на все это филологу еще труднее. Запятые возникают и исчезают по «святому наитию»: «В центре «Радуга», которым руководит Казанский, работают социальные педагоги… (недостача)». «В поле персональной ответственности Евдокимова, как председателя Муниципального Совета…(избыток)». Понимаю, что в данном случае о проблемах именного и глагольного управления, грамматического согласования говорить почти смешно, но все же: «один из главных ИНИЦИАТОРОВ ИДЕИ ОБ объединении работы», «выводы не слишком МОГУТ РАДУЮТ «василеостровцев», «на конец октября выполнили предписание 9 автостоянок, из которых ЛУЧШИМИ ПРОЯВИЛИ СЕБЯ 6 автостоянок»… Тавтология в таких изданиях кажется мелочью: «Высшая нервная деятельность – вот над изучением чего начал РАБОТАТЬ Павлов и РАБОТАЛ до конца своей жизни. При изучении РАБОТЫ слюнных желез…»

Чуть не забыла об одном исключительном, абсолютно специфическом грамматическом пристрастии этого вида «Агитпропа» – пристрастии к заглавным буквам. Не только Институт, Университет, Муниципальный Совет, но и Кандидат пишется у них с выражением величайшего почтения.

Особое умиление у меня вызвала листовка депутата, который когда-то был учителем истории, закончил мой Ленинградский педагогический институт имени А.И.Герцена. Он, милый, мужественно обещает «РЕШИТЬ наши социальные ЗАБОТЫ» и не знает, что слово «обязательство» не только среднего рода, но и единственного числа. Если его обещания состоят из четырех пунктов, то это уже «обязательствА».         

Конечно, все это можно отнести к разряду мелочей. Но когда-то давно мудрейший Сократ утверждал, что человек не умеет говорить и писать только в том случае, если он не умеет мыслить. А зачем же мне, избирателю, глупый руководитель? Вполне допускаю, что обсуждаемая проблема — проблема «обслуживающего персонала», но где же ум, прозорливость, организаторские способности и обязательно теперь высшее образование талантливого руководителя?

Подпись: Н. С. Цветова, кандидат филологическиз наук, доцент (СПбГУ, факультет журналистики)

Lenizdat.ru

17.12.2004 14:12

Lenizdat.ru

***