Это строчки из единственного письма с фронта своей жене Надежде Васильевне командира танкового батальона Героя Советского Союза Михаила Агибалова. Он написал в нем: «Скоро в бой. Надеюсь, не проиграем. Во всяком случае, в плену меня не ищи». Письмо было отправлено перед выходом батальона в рейд по тылам врага под Москвой.

Танкисты уходили в бой 16 октября 1941 года, на другой день после выхода памятного постановления Государственного Комитета Обороны об эвакуации правительства в Куйбышев «ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии». Эту самую линию и должен был помочь укрепить своими действиями батальон Агибалова.

Скрытно пройдя через линию фронта, танкисты зашли глубоко в тыл врага и вскоре обнаружили большую механизированную колонну, направлявшуюся к Москве. Зайдя в хвост колонны, они почти в упор расстреляли 33 фашистских танка, 12 цистерн с горючим, множество орудий и немецких солдат. А всего во время этого двухдневного рейда батальон разгромил три фашистских штаба, 38 танков, несколько не успевших взлететь с аэродрома самолетов, 34 орудия, 28 минометов и около тысячи солдат. За этот героический рейд Агибалов посмертно был награжден высшей наградой Родины — орденом Ленина.

Уроженец села Зуевка Нефтегорского района, Михаил Павлович Агибалов рано потерял родителей и воспитывался в самарском детском доме №1. В 1928 году он окончил школу машинистов и стал работать в локомотивном депо станции Самара. Оттуда в составе большой группы добровольцев на два года уезжал на Сахалин заготавливать лес. А когда пришло время служить в Красной Армии, поступил в Ульяновское бронетанковое училище.

Свою самую высокую награду – звание Героя Советского Союза Агибалов заслужил в 1939 году в боях у реки Халхин-Гол. Его танковая рота выполняла сложные задачи, подавляя укрепленные пункты противника. Несколько раз его танк был подбит, дважды ему приходилось покидать горящую машину, но Михаил снова возвращался в строй. Однажды, чтобы взять стратегически важную высоту в условиях, когда кончались боеприпасы, Агибалов приказал своим танкистам вернуться на исходные позиции и пополнить боекомплект, а сам прикрыл отход своих товарищей. Японцы несколько раз пытались подорвать его машину минами, укрепленными на бамбуковых шестах. Но командир отсекал атаки пулеметным огнем, а подвезенное противотанковое орудие танкисты успели уничтожить раньше, чем оно открыло огонь. В этом бою Агибалову вновь пришлось выбираться из горящего танка, но он выполнил свой долг и стал одним из первых куйбышевцев, удостоенных звания Героя Советского Союза.

В 1940 году Агибалов был направлен в Академию бронетанковых войск в Москве, но учиться пришлось недолго. Осенью 1941 года состоялся ускоренный выпуск офицеров и капитан Агибалов был назначен командиром батальона отдельной танковой бригады. Свой последний бой во время рейда по тылам врага герой принял у села Напрудного Калининской области.

Обозленные огромными потерями, которые нанесли танкисты Агибалова, гитлеровцы бросили против них самолеты и танки. От батальона почти ничего не осталось. У села Напрудного танк командира был подбит. Агибалов приказал оставшимся в живых уходить, а сам с пулеметом прикрывал их отход. Он отразил несколько атак, а когда патроны кончились, приставил к виску свой пистолет.

Героя похоронили местные жители недалеко от места гибели. Сейчас там стоит обелиск. Другой обелиск с именем отважного танкиста стоит на его родине в селе Зуевка. А в Самаре имя Агибалова носит бывшая улица Вокзальная, по которой Михаил когда-то ходил на работу в локомотивное депо.

*