(«Би-би-си»). Рассказать о культуре народа, продемонстрировав штаны его представителей, попытались в Российском Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Экспозиция с прямолинейным и незамысловатым названием «Брюки, штаны, порты» знакомит с этническими традициями балтских, финно-угорских и тюркских народностей.

На обозрение посетителей выставлено около 70 предметов из гардероба эстонцев, вепсов, саамов, марийцев, башкир, татар и других народностей, населяющих пространство от Балтики до предгорий Южного Урала. Возраст одежды не превышает ста пятидесяти лет.

Куратор выставки Елена Колчина признает, что потертые и изношенные экспонаты трудно назвать презентабельными. Однако, по ее мнению, посетителям вполне по силам составить представление о культуре народа через избранный музейщиками предмет одежды.

«Нечистый низ»

Эта часть гардероба позволяет судить о занятиях и образе жизни людей. Разнообразие фасонов и тканей характеризует национальные особенности и эстетические пристрастия, свойственные разным культурам: штаны с «широким шагом» у кочевых тюркских народностей, зауженные штанины у лесорубов коми и вепсов, и укороченные — у народов Балтии.

Выставку открывают плотные холщевые штаны балтских рыбаков. «Сделанные из грубой, крепкой ткани, они должны защищать от порывистого ветра и холодной воды, и не сковывать движений», — поясняет куратор.

Саамские меховые штаны оленеводов использовались во время длительных переходов. Они соединяются с унтами, представляя собой одежду и обувь одновременно.

«Эту часть костюма до сих пор было не принято выставлять отдельно», — отмечает Колчина. — Штаны не считались достойными и интересными экспонатами, и кроме того, известно, что в народном сознании они всегда символизировали «нечистый низ» в противовес «чистому верху».

Штаны имеют восточное происхождение, и в обиход европейцев вошли только в XII веке. Римляне долго отказывались признавать этот вид одежды, называя его варварским изобретением.

Презрение к штанам

«Презрение римлян к штанам объясняется не только снисходительным отношением к кочевым народам, но и чисто функциональными соображениями», — объясняет куратор выставки. — Римляне долгое время передвигались на колесницах, и не ездили верхом».

Даже цвет имеет важное, зачастую символическое, значение. Например, финно-угорским лесорубам и пастухам полагалось носить одежду светлых, неярких, приглушенных оттенков, чтобы не привлекать внимание лесного духа.

«Считалось, что броская расцветка раздражает духа, и он заманивает провинившихся в чащу или на болото,» — рассказывает Колчина.

Белые штаны традиционно одевали во время языческих молений, а также некоторых видов сельскохозяйственных работ, например, сенокоса. Белый цвет был призван убедить природу в чистоте помыслов и символизировать начало нового дела.

Самый свежий экспонат относится к середине двадцатого века. К сожалению, в последние годы коллекция музея не пополнялась.

Галина Столярова

для bbcrussiancom, Санкт-Петербург

16 декабря 2004 г., 11:43 GMT 14:43 MCK

Би-би-си

*