Малый бизнес – это динамично развивающийся сектор экономики, вносящий значительный вклад в создание рабочих мест, развитие инноваций, формирование доходов бюджета, экономический рост и благосостояние населения.

В Самарской области практика государственной поддержки сектора малого предпринимательства началась в 1993 году с создания профильного департамента и принятия областной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области».

За этот период удалось добиться позитивных результатов: губерния занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации в развитии малого бизнеса (МБ).

Сегодня на малых предприятиях области работает 271,5 тыс. человек, что составляет 21,7% от общего числа занятых в экономике губернии. Прирост занятых за период с 1999 по 2003 год составил почти 37%.

Среднестатистическое малое предприятие Самарской области, так же как и России в целом, является микропредприятием, где работает, в среднем, 8 человек.

Ведущей отраслью малого предпринимательства, в которой задействовано более 51% организаций, является торговля и общественное питание. На втором месте — промышленность и строительство – 25% предприятий.

Одним из критериев оценки развития малого бизнеса является количество малых предприятий на 1000 жителей. Для Самарской области данный показатель составляет 9,4. Это 4 место в Российской Федерации и 1 место в Приволжском Федеральном округе.

Однако существует ряд проблем в развитии малого предпринимательства.

Больше всего осложняют деятельность МП два фактора: высокая конкуренция, обусловленная, в том числе, низкой платежеспособностью основных потребителей, и высокие налоги. Острота проблем, вызванных величиной налогов, снизилась со времени финансового кризиса 1998 года как минимум вдвое.

Анализ перечня основных проблем и их динамики подтверждает, что период первоначального формирования условий предпринимательской деятельности завершен, на первый план вышли трудности, объективно присущие малому бизнесу не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике (низкая конкурентоспособность отдельного МП на ресурсном и товарном рынке). Если в их преодолении предприниматель может опираться исключительно на себя, результатом будет весьма ограниченный ареал распространения МП в тех рыночных нишах, которые заведомо непривлекательны для более крупного бизнеса из-за малой емкости.

Мировой опыт подтверждает, что государство способно решить проблему внешнего финансирования малого предпринимательства, взяв на себя гарантийные обязательства, предоставляя налоговые льготы, кредитуя инвестиционные проекты самостоятельно или на паритетных началах.

Правительство Самарской области готово оказать поддержку бизнесменам, создать необходимые условия для развития малого предпринимательства. На прошедшей 8 декабря конференции, посвященной проблемам развития МБ в регионе, губернатор Самарской области К.А. Титов выразил надежду, что представители малого бизнеса проявят инициативу и сформулируют собственное видение решения проблем, сообщает Управление информационной политики Самарской области.

*