(«Би-би-си»). Грузовой космический корабль «Прогресс» с продовольствием и водой на борту готовится к старту на МКС. В отличие от многих других подобных миссий, эта может стать ключевой для всей нынешней космической экспедиции. На МКС заканчиваются продукты — и если «Прогресс» по каким-то причинам не достигнет орбитальной станции, ее экипажу придется готовиться к эвакуации.

«Даже сейчас, — заявил представитель московского Института медико-биологических проблем (ИМБП), — на МКС не хватает отдельных видов продовольствия. Однако ситуацию критической назвать нельзя».

О том же днем ранее заявила и руководитель медицинской группы Центра управления полетами Ирина Алферова.

Ни рыбы, ни мяса

Как отмечают в ИМБП, на МКС «сейчас наблюдается дефицит некоторых продуктов, в частности, хлеба, мясных и рыбных консервов, а также молочных продуктов». Об этом сообщил заведующий отделом питания и гастроэнтерологии института Александр Агуреев.

По его словам, виновен в нынешних трудностях предыдущий экипаж орбитальной станции — его космонавты слишком уж налегали на одни продукты и не обращали почти никакого внимания на другие.

В худшем случае — если «Прогресс» не сможет состыковаться со станцией — космонавтам придется какое-то время, до эвакуации, обходиться соками и кондитерскими изделиями — их запасов, по словам Агуреева, пока достаточно много.

Как сообщили в Роскосмосе, на «Прогресс М-51» для Салижана Шарипова и Лероя Чиао на этот раз загрузят семь дополнительных контейнеров с продуктами — не 54, как обычно, а 61. Пока же космонавтам, возможно, придется посидеть на «сладкой» диете — на борту достаточно соков, сладких десертов, кондитерских изделий.

Стыковка грузового корабля с МКС запланирована на 26 декабря.

Хлеб и луковица

Впрочем, проблемы современных космонавтов вызвали удивление и даже смех у известного летчика-космонавта Георгия Гречко, побывавшего в космосе одним из первых.

«Когда у меня был самый длительный полет в Советском Союзе, и когда был самый длительный полет в мире, и мы побили американский рекорд продолжительности полетов, тогда в принципе на борту не было рыбы, в принципе не было молочных продуктов», — вспоминает Гречко.

«Были консервы со свининой, курятиной, а на самом деле — просто пересоленное мясо. Помню, была упаковка, на которой было написано «мороженое» — налить воды, размешать и употребить через 15 минут. Вообще было очень много невкусной еды. Были супы из пакетиков, харчо, борщи, все одинаковое на вкус, а на вид такое, будто это один раз уже кто-то жевал».

Как говорит Георгий Гречко, в советские времена работавшие на орбите космонавты вообще мало задумывались о еде. Когда же возникала возможность заказать продукты, то выбор едва ли претендовал на особый кулинарный изыск.

«Помню, мы принимали самый первый «грузовик». И нам сказали: «Вот сейчас мы можем вам прислать не ту еду, которая уже полгода летает в космосе, а что-нибудь свежее». И мы начали травить себя воспоминаниями — шашлыки, французские паштеты, и т.д., рассказывает космонавт. — Но когда действительно пришло время заказывать, мы сказали: кусок настоящего хлеба и луковицу! Так что, если вот такие проблемы сегодня в космосе, так значит, уже в космосе можно не только работать, но и жить».

09 декабря 2004 г., 14:44 GMT 17:44 MCK

"Би-би-си"

*