Немцов и Чубайс тайно продали… …Нижегородскую ярмарку?
(«Русский курьер»). Скоро будет десять лет, как в Нижнем Новгороде не могут расхлебать кашу, которую заварил тогдашний губернатор Борис Немцов. А солил ту кашу Анатолий Чубайс. Но сначала новость хорошая. Нижегородская ярмарка — символ Нижнего Новгорода, дотянулась до мировых стандартов — ее приняли во Всемирную ассоциацию выставочной индустрии (UFI).
«Карман России» стал шестым по счету российским членом ассоциации, объединяющую 256 ведущих экспоцентров мира из 71 страны. Чтобы попасть туда сразу в двух ипостасях — как выставочный комплекс и как организатор выставок, «комиссары UFI неоднократно посещали нас явно и тайно», — поделился радостным событием нынешний генеральный директор ярмарки Валерий Барулин.
Теперь новость плохая. Выставочный комплекс ЗАО «Нижегородская ярмарка» неожиданно оказался должен фирме «Фоккер Девелопмент Инк», («Fokker develoрment Iimited») 41 000 000 долларов. И погасить этот долг символ так называемой столицы Приволжья, не в состоянии. За выставочный комплекс, не смотря на его новый мировой стандарт, дадут не более 12 000 000 долларов.
— Дело нафталиновое, — поделился в свое время с автором этих строк Борис Немцов.
— Суть его такова: в 1994 году «Бэнк оф Нью-Йорк» (Bank of New York), вернее, компьютер «Бэнк оф Нью-Йорк» ошибся, и случайно перечислили в первый коммерческий банк Нижнего Новгорода «Нижегородец» два миллиона долларов. «Нижегородец» в то время был в состоянии банкротства, и, естественно, деньги в банке, как это бывает со всеми банкротами, исчезли.
К Немцову обратился посол США Томас Пикеринг, и сообщил, что это полный беспредел, когда в Нижнем Новгороде воруют деньги, залетевшие по ошибке.
— Ничем помочь не могу, — ответил Немцов послу, — с жуликами разбирайтесь сами. — И посоветовал озабоченному Томасу обратиться в Центробанк РФ.
Немцова не испугали даже посольские намеки на «серьезные проблемы для России» — у российских банков в США, мол, есть корсчета — и возможное осложнение отношений российско-американского банковского сообщества.
Но что не под силу послу, то под силу женщине. Вице-президент BONY Наташа Гурфинкель — Кагаловская, бывшая гражданка России, чей компьютер ошибся, позвонила своему хорошему знакомому губернатору Борису Немцову в Нижний Новгород, и попросила исправить «оплошность» электронной железяки. Даме Борис Ефимович отказать не мог.
После этого, по словам Немцова, » у Чубайса случилось необычное совещание » с представителями ЦБ, американского посольства и самого нижегородского губернатора. Они приняли решение вернуть «залетевшие по ошибке» деньги американскому банку.
18 апреля 1995 года Всероссийское ЗАО «Нижегородская ярмарка» получила кредит 3500000 долларов США на один год и один месяц под грабительские двадцать пять процентов. В залог было отдано только что отстроенное восьмиэтажное здание «Нижполиграф» в центре Нижнего Новгорода.
Сделке мешала одна неувязка — «Нижполиграф» находился в федеральной собственности, и по этой причине ни отчуждению, ни приватизации, не подлежал. Но неувязку устранили быстро. Через две недели после «необычного совещания», Анатолий Чубайс, который возглавлял тогда Госкомимущество, дал разрешение на залог.
Проще говоря, тогдашним директорам «Нижегородской ярмарки» и «Нижполиграфа» просто выкрутили руки и заставили взять кредит, чтобы помочь благосостоянию Америке.
Отдавать деньги по принуждению, к этому мы привыкли. Но чтобы брать принудительно кредит, это чисто нижегородское изобретение.
1 миллион 21 тысяча долларов «Нижегородская ярмарка тут же перевела в Банк оф Нью-Йорк. И, хотя, это была не вся сумма, но американцы были неумеренно рады такому подарку из России.
2 миллиона 308 тысяч долларов ущло на строительство и развитие ярмарки, которая отмечала свое столетие.
Куда делись еще 170 тысяч долларов, до сих пор не знает никто.
Почему первый вице-премьер Правительства России по частному запросу американского банка бросился решать вопрос об «ошибочном» перечислении 2 000 000 долларов США, почему первый вице-премьер попросил экс-губернатора области Бориса Немцова начать решать вопрос взаимоотношений двух частных банков, и
почему Борис Немцов решил вернуть деньги американскому банку за счет федерального и областного имущества, ни Чубайс, ни Немцов не ответил ни тогда, ни сейчас. Известно только то, что когда пришло время рассчитаться по счетам, рассчитываться было нечем. А поскольку пошли штрафные санкции, по условиям кабального договора, ярмарка должна платить долги уже под 100 процентов годовых. С учетом этого долг «кармана России», главными акционерами которого являются правительство Нижегородской области и Нижнего Новгорода, тут же вырос до 36 000 000 долларов.
Арбитражный суд признал Ярмарку должником.
-Мы должны были бы выплатить сумму равную 12-ти годовым оборотам ярмарки и 3-х кратной стоимость всех наших активов – сообщил на пресс-конференции журналистам Валерий Барулин.
Впоследствии заложенное здание перешло в собственность Инкомбанка, а у директора «Нижполиграфа» не выдержало сердце.
Позже нафталиновое дело запахло жареным. Нижегородская схема передачи госсобственности в частные руки, заинтересовала прокуратуру. По словам бывшего министра финансов Нижегородской области, Вадима Соболева, инцидент с ярмаркой это факт скрытой продажи. Одна смелая газета написала, что Чубайсу и Немцову надо сушить сухари. Кроме них, свидетелями по делу проходили зампред ЦБ Татьяна Парамонова, экс-министр финансов Владимир Пансков и другие должностные лица.
«Для более объективного расследования» дело передали в ведение Костромской облпрокуратуры.
Под Немцова и Чубайса стала копать Генпрокуратура.
Борис Ефимович назвал «реанимацию этого и без того странного дела, заведенного много позже событий», политической местью Генпрокуратуры Союзу правых сил перед выборами. СПС, как известно,- сказал он, — последовательно выступает за ограничение произвола в Генпрокуратуре.
Дело потом странным образом застопорилось.
Но все это время руководство ярмарки не вылезает из судов, доказывая, что девять лет назад «карману России» навязали грабительский кредит, поэтому ярмарка должна заплатить не «воровские» 100% в валюте, а более справедливую сумму».
На днях Минюст США наконец официально известил Генпрокуратуру о том, что американская сторона готова «в полном объеме» оказать всю необходимую правовую помощь. В Приволжском управлении Генпрокуратуры заявили,что с «американскими» материалами и актом ревизии они будут иметь все основания задавать вопросы по поводу сомнительной сделки гг. Чубайсу, Парамоновой и Панскову, которых без точных данных, просто не решались трогать.
Но тут случилось невероятное. На пресс конференции Валерий Барулин сказал, что ярмарка больше не должна Инкомбанку ни цента.
Теперь ярмарка должна фирме «Фоккер Девелопмент Инк». И не 36 миллионов долларов, а 41 миллион. Инкомбанк без конкурса, тайно продал свои обязательства этой компании, зарегистрированной на Кипре.
Губернатор Ходырев ездил в минувший вторник в Москву и в интервью РИА «Новости» заявил, что в результате «непродуманных, а может быть даже умышленных, неправомерных действий прежних руководителей»,областная собственность в виде Всемирной ярмарки и федеральное имущество «Нижеполиграф» может уйти за понюшку табаку в частные руки.
Если такое случиться, то из ярмарки скорее всего получиться превосходное казино. С дипломом международного стандарта UFI. Спасибо, как говориться, Борису Ефимовичу и Анатолию Борисовичу за счастливое будущее кипрской фирмы. Долги она выкупила всего за триста тысяч долларов.
Виктор Майоров
«Русский курьер»
№ 434 2004-12-10
*