Проведенное недавно исследование, в котором участвовали 120 американских компаний, показало, что треть их сотрудников пишут по электронной почте из рук вон плохо.

За исключением редакций газет, американских работодателей раньше не особенно заботило, хорошо ли пишет большинство их сотрудников: деловую переписку вели специально приставленные к ней люди, а все остальные общались по телефону или лицом к лицу. Эту идиллию разрушило появление электронной почты. В наши дни общение в основном идет через нее.

За клавиатуру теперь садятся миллионы людей, которым в прошлом не приходилось излагать свои мысли на бумаге. Другим приходилось, но в подростковом возрасте и комьютерной скорописью, когда не пользутся знаками препинания и вместо you, «вы, ты», ставят u, а вместо your, «ваш, твой» — er.

Звучит точно так же, но пишется быстрее. Эти привыкли выражать эмоции частоколом восклицательных знаков, смайликами и заглавными буквами.

В результате в электронные почтовые ящики американских компаний ежедневно обрушивается лавина корреспонденции, которая сплошь и рядом звучит бессвязно. «За стол e-mail учителей английского не пригласили, — вздыхает Крейг Хоган, который много лет учил студентов внятно писать, а в начале 1990-х основал в интернете Business Writing Center, преподающий писательское искуство деловым людям и их сотрудникам. — Компании за голову хватаются».

Как показал опрос, ежегодно корпорации тратят до 3,1 миллиарда долларов на то, чтобы научить свой персонал внятно выражаться в письменном виде. 2,9 миллиарда идут на обучение старых сотрудников, а остальное — на новых.

Исследование не затронуло многомиллионную армию государственных служащих, которых нередко тоже приходится учить излагать свои мысли письменно.

Спрос родил предложение: свои услуги по этой части предлагают сотни университетов, частных школ и репетиторов. Издаются пособия по этикету электронной переписки. Я набрал фразу «e-mail etiquette» в Google, который высыпал 55700 страниц на эту тему.

Эксперты, например, советуют не злоупотреблять восклицательными знаками, которые выглядят враждебно и могут спровоцировать получателя на форменный скандал, хотя поначалу речь шла о пустячном несовпадении во мнениях, которое легко можно было уладить полюбовно.

«Люди воображают, что если они натыкают в деловом письме восклицательных знаков, то оно прозвучит более убедительно, — заметила «Нью-Йорк таймс» Линда Лэндис-Эндрюс, преподающая в университете штата Иллинойс. — А я говорю им, что их норма — это два восклицательных знака за всю жизнь».

Би-Би-Си

*