Машинальная музыка. Андрей Макаревич увлекся Японией, политикой и ностальгией
(«Новые Известия»). Группа «Машина времени» выступила с премьерой концертной программы «Машинально» в одном из столичных клубов. Новые песни легендарного коллектива публика встречала дипломатичными аплодисментами, а в итоге как обычно потребовала знаменитого «Поворота».
«Машина» уже лет 25 считается «стадионной группой», но идея устроить концерт в клубе вполне объяснима: новые песни зритель обычно принимает без энтузиазма, а если их насчитывается более двух подряд – вообще засыпает. Протестировать новое творчество было решено на друзьях-музыкантах, журналистах и самых преданных поклонниках.
Концертная программа образца 2004 года оказалась скучноватой, хотя из нового альбома были отобраны лучшие песни. Группа потеряла свой драйв, ударившись в лирику и социальные темы. Если на предыдущих альбомах музыканты выдавали хотя бы один-два хита, то здесь песен, которые останутся в памяти народной, почти не наблюдается. Возможно, дело в том, что Андрей Макаревич в последнее время предпочитает много времени посвящать «Оркестру креольского танго», а распыляться на два проекта, не считая телевизионных, удается только с издержками.
«Машина времени» вернулась к позабытому у нас жанру политической песни. Вдоволь напрактиковавшись в эзоповом языке при Брежневе и Андропове, Маргулис и Макаревич записали новые песни – «По барабану» и «Не повод для слез». «Пока одни «Идущие вместе» идут целовать президента, другие «Идущие вместе» валят с футбола мочить мусоров», – такова картина мира в представлении Андрея Макаревича. Благодаря «Идущим» новое творчество «Машины времени» приобрело остросоциальный статус. Много внимания уделено тлетворному влиянию телевидения. Досталось от Андрея Вадимовича и юмористам: «Я не пойму, откуда у нас так много смешных юмористов. Страна хохочет с утра до ночи, а мне, хоть убей, не смешно». Публика понимающе кивала, аплодировала, но не могла взять в толк, почему песни Макаревича выглядят теперь как телеинтервью. Про поезд, который «пошел своею дорогой», получалось как-то тоньше и талантливее.
Нынешняя «Машина» много ностальгирует. По жизни, любви и Москве. Даже Александр Кутиков забыл про свои боевые хиты вроде «Скачек» и внес вклад в новую программу лирической песней «К Малой Бронной». Впрочем, и от современных веяний музыканты не отстают. Мода на японское вдохновила Евгения Маргулиса на написание песни «Сакура-катана-сакэ», которая остроумно началась со слов «Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало». «Помучив» публику новинками, «машинисты» к всеобщей радости перешли к известным вещам. Макаревич устало улыбался: видимо, про «Идущих вместе» придется спеть еще не раз. Но вряд ли публика сама будет просить эти песни так же, как просит «Поворот», «Костер» или «Три окна».
КОНСТАНТИН БАКАНОВ
«Новые Известия»
09.12.04
четверг
***