(«Струковский сад»). «Вас слушают…» Так отвечает в Самаре, мне кажется, только один человек. Ровным, спокойным голосом, даже если в этот момент ему хочется выть от боли. В любое время: в разгар рабочего дня, когда редакционный телефон раскален, как в революционном Смольном, или за полночь, когда другу «невмочь пересилить беду», и он кидается к трубке: «Не спишь? Я что хочу сказать…» Сам не знаешь, что попадаешь своим звонком на дачу, в больницу, в другой город, страну, потому как раздается вечное: «Вас слушают…»

ЕСЛИ быть точным, так отвечает только один человек из 111502-х. Столько людей в нашей области на этой неделе получат очередной номер «Социальной газеты». Очередной и… особенный. Потому что 7 декабря исполняется 10 лет со дня выхода самого первого ее номера. И все 10 лет газету подписывает в свет ее шеф-редактор Маргарита Жутова. Этот редакционный термин — «подписывает» — означает куда больше, чем формальный росчерк пера.

Редактор делает газету вместе со всем коллективом: журналистами, дизайнерами, корректором, наборщиком… Вместе с читателями. Потому что они — и собеседники газеты, и ее судьи. И к ним — незнакомым, далеким, непохожим, порой агрессивным или удрученным — как и к близким друзьям, относится это Маргаритино «Вас слушают…» Слушают и слышат. Вот что остается незыблемым за все 10 лет жизни газеты. И за все годы, что Маргарита Жутова в журналистике. Самарской журналистике. Что не есть одна только региональная привязка, а признанный профессиональный феномен.

Много ли в России городов и областей, где имелось бы столько печатных изданий — на все вкусы и пристрастия? Вряд ли. Есть ли где еще газета, подобная «Социальной»? Нет!

Почему она появилась именно в Самарской области? Маргарита Николаевна Жутова с тщанием свидетеля рассказывает, как все происходило до «социальной» эры — до 7 декабря 1994 года. Родоначальник идеи, подчеркивает она, Валерий Бурла, руководитель Самарского информационного концерна, издающего все 10 лет «Социальную газету». Все знают Валерия Александровича как «фонтан идей» — искрометных, «кипящих», но всегда «с человеческим лицом», то есть нужных людям. И «Социальная газета» родилась у него именно как идея издания, полезного, нужного людям, для которых рыночная экономика обернулась не лучшей своей стороной, кто в силу возраста и обстоятельств не успел вскочить в красивый поезд, следующий по маршруту «приватизация — дивиденды — менеджмент -маркетинг»… Издания, нужного тем, для кого и рубль — деньги, но добро, порядочность, благородство — все равно выше, дороже… Для тех, кого государство обязано защищать, если оно претендует на статус цивилизованного.

«Крестных отцов» у «Социальной газеты», можно сказать, двое. Валерий Александрович подарил идею. Константин Алексеевич -имя. Да, самарский губернатор К.А.Титов не только с ходу принял идею: «Пусть это будет настоящая народная газета. Чтобы говорили не политики о политике, а люди — о своей жизни. И чтобы газета давала информацию, для этой жизни полезную». Он и название предложил -«Социальная газета», ставшее и народным (самый большой в области тираж среди качественной прессы, зашкаливающий за 100-110 тысяч экземпляров), и жизненным (на бурном нынешнем рынке печатных СМИ каждый год существования издания можно за 3-5 считать, а у «Социалки» за спиной чистых 10 лет -завидный возраст!).

С первых дней, по рассказу Маргариты Николаевны, у газеты появляется немало друзей, сторонников, единомышленников. Юрий Михайлович Логойдо, в 90-е годы председатель правительства области, тогдашний заместитель губернатора, а сейчас ректор экономической академии Александр Петрович Жабин, первый заместитель председателя областного правительства Габибулла Рабаданович Хасаев, депутаты Государственной Думы Владимир Семенович Мокрый, Виктор Алексеевич Казаков…

И все эти 10 лет рядом с «Социальной газетой» министр-ангел-хранитель — иначе эту женщину не назовешь — Галина Дмитриевна Светкина, руководитель всей социальной службы области. Газета и министерство соцзащиты — не просто партнеры в общем деле. Их породнил одинаковый настрой, жизненная философия — тратить себя для людей. Философия, увы, не модная нынче…

Все это не перечеркивает, а дополняет одна очень простая мысль. Даже при таком раскладе газеты могло или вовсе не быть, или она в какой-то   напряженный   момент   (а сколько их было таких, когда даже на один номер не хватало денег!) просто ушла бы в небытие, как иные… Если бы не один человек. Который шел брать в долг. Под честное слово. Который, лежа на больничной койке, писал официальные письма, звонил, доказывал, плакал от бессилия… И — газета выходила!

Это — Маргарита Жутова. Она очень старалась сказать теплые слова обо всех друзьях газеты, переживала: не забыть бы кого… Забыла себя. Как забывает о себе хозяйка дома на собственном дне рождения в суете и желании порадовать гостей.

Она газету создала. Да, при поддержке и участии других. Но самый большой, непомерно большой воз тянет с первых дней она. Взялась за него даже раньше. Когда не было ничего, кроме идеи и имени. Почему она? Так совпало или звезды указали? Или, может, все предыдущее служение журналистике вело ее именно в «Социальную газету»?

Невозможно представить главой «Социалки» редактора «из пробирки», знающего все газетные технологии, но не чувствующего чужую боль как свою. Который шел по жизни как по Елисейским полям. Который не представляет, что в маленьком городке Балашов можно с детства бредить журналистикой, умчаться учиться в Казанский университет и не рваться потом работать в большом городе, а взять да с одним чемоданом уехать «за туманом и за запахом тайги». Только вместо тайги выпала Маргарите таймырская тундра, радиоэфир да частный дом, в сенях которого вода застывала, так что по утрам приходилось льдом умываться. А однажды домишко, где квартировала юная радиожурналистка, так занесло снегом, что дверь не открывалась. Хорошо, сосед забеспокоился, лопатой вызволял из снежного плена барышню.

И Самара встретила Маргариту Жутову неласково. За ручку никто не вел по редакционным коридорам. Доказывала собственную профессиональную состоятельность так, как в детстве на высоченный забор забиралась. Сама. Одна. Не сорвалась! Но и не вознеслась «на вершину», с которой только дали и видны, а человека вовсе не разглядишь.

На каждой странице, в каждой заметке в ее «Социалке» виден человек. Его мысли, надежды, непонимание, радости, настороженность, боли, обиды, даже кухонная жизнь с ее суетой и приятными посиделками.

…В «Социальной газете» собрались разные вроде бы люди: и возрастом, и характером, и жизненными установками. От несхожих людей родился характер газеты, отношение к читателям. Его можно назвать стилем дочерней и сыновней заботы. И от Маргариты он тоже. Ведь газету с первого дня читает Надежда Генриховна, Ритина мама. Хотя вот она, дочь, рядышком, и на любой вопрос всегда ответит, а… газете все равно мама больше доверяет. Такой вот семейный парадокс. Парадокс великой любви и уважения к труду дочери.

А есть парадокс социальный (не из «Социальной газеты» взятый). Вместе с новациями в жизни теряем мы что-то из души, как из кошелька мелочь. Было время, и гениальные книги читали в самиздатовском переплете, в растрепанном журнальном варианте. В библиотеке в очередь записывались, чтобы прочитать, например, Булгакова. Теперь его «Мастер и Маргарита» на углах продается в любом формате и оформлении. А слово «мастер» исчезает из языка. Все увереннее звучат нарядные «менеджер», «президент», «босс». Маргарита — не менеджер и не босс. Маргарита Жутова — мастер.

Ассоциация творческих союзов Самарской губернии и редакция газеты «Струковский сад» поздравляют коллектив «Социальной газеты» с юбилеем. Желаем процветания и творческих успехов!

Нина Алпатова

«Струковский сад», № 30 от 8.12.2004.

*