(«Будни»). Самой главной, но, увы, так и не состоявшейся интриге этого года уже можно сказать «прощай». Это мы про выборы губернатора Самарской области говорим. Впрочем, Кремль, изменив правила игры, скучать нам не дал и предложил новую забаву-гадалку: кого единственный избиратель всея Руси — Владимир Путин — теперь назначит руководить областью? И время на гадание тоже неумолимо близится к концу. Очень вероятно, что, наполняя бокалы шампанским под бой кремлевских курантов, самарцы уже будут знать, кого президент прочит в кресло губернатора.

Кто подставил Кролика Роджера?

Напомним читателям канву этого затянувшегося триллера. Выборы губернатора Самарской области намечались на лето 2005 года. Однако 7 июня сего года вице-спикер губдумы Наталья Боброва обратилась в облсуд с заявлением о том, что полномочия губернатора истекают уже в июле. Потому как поправки в устав области о продлении срока губернаторских полномочий с 4 до 5 лет были внесены в 2000 году уже после начала кампании по выборам главы области. Суд заявление удовлетворил и назначил выборы на 19 сентября 2004 года. Но в ЦИКе решили, что у кандидатов (кроме, естественно, Константина Титова) не остается времени на раскрутку. Так сей вопрос оказался на рассмотрении Верховного суда, который в итоге приостановил решение самарского облсуда до окончания рассмотрения надзорной жалобы ЦИКа. Вот именно с этого момента и начал раскручиваться сюжет захватывающего    высокобюджетного блокбастера под названием «Кто; станет губернатором Самарской области?» При этом сюжетная линия, подчиняясь законам жанра, то стремительно менялась, то затягивалась, держа зрителя в нервном напряжении. В итоге все настолько запуталось, что от общего внимания стал ускользать ответ на один из важных вопросов: «Кто же все таки подставил Кролика Роджера?» Ответ (или ответы) на самом деле плавают на поверхности.

Злые языки поговаривают, что обращение Бобровой в суд сделано вовсе неспроста. Произошло это после ее конфликта с думской фракцией «Народовластие» (негласным лидером которой считается мэр Самары Георгий Лиманский) и скорого назначения на; пост вице-спикера, случившегося не без поддержки Титова. А потом появилось то самое исковое заявление. Может, оно, конечно, и случайность, но назначение выборов на сентябрь как нельзя более кстати давало явную фору именно действующему губернатору, при этом лишая других претендентов шансов раскрутиться всего за два с половиной месяца. Но тут неожиданно в процесс вмешался ЦИК, а чуть позже и Генпрокуратура. Губернаторское дело заметалось по судебным инстанциям и, наконец, надолго осело вновь в облсуде. Так где был промах, где подвох?

Промах оказался в том, что главный боец не учел силу противников. Политические амбиции некоторых кандидатов в губернаторы, а также желание кое-кого в Кремле и федеральном округе иметь своего человека на месте рулевого одного из самых «хлебных регионов страны оказались настолько сильны, что им вкупе удалось-таки вставить палки в колеса избирательного процесса. И получить желаемый результат — отодвинуть дату голосования на более поздний срок (например, на ноябрь) и без гонки подготовиться к проведению избирательной кампании.

Но был тут и подвох, на который, пожалуй, никто не рассчитывал. К тому моменту в коридорах Кремля уже витала идея о назначении губернаторов. Трагические события в Беслане лишь подстегнули ее роды. Кроме того, в последнее время электорату явно обрыдла игра в демократию. Выборы то там, то сям срываются по причине пофигизма населения. За примерами далеко ходить не надо. Осенью этого года выборы в четырех муниципальных образованиях нашей области прошли лишь в два тура. Впервые в истории Тольятти его жители вообще проигнорировали выборы депутатов городской Думы — из 35 округов депутаты были избраны лишь в восьми.

В результате под девизом борьбы с терроризмом и желанием «совершенствования правового поля в части укрепления государственной власти Российской Федерацией» президент объявил: парадом буду править только я. И решил назначать губернаторов. А поскольку Самарская губерния уже давно зарекомендовала себя в умах московского чиновничьего аппарата как вечно готовая площадка для всяческих экспериментов (и, по иронии судьбы, в этом прямая заслуга областных властей), то Кремль, видимо, и решил начать реформу с нас. При этом очень надеясь, что мы, по привычке, не подведем старшего товарища.

Жираф большой -ему видней

Тут, наверное, логично будет напомнить читателю суть нашумевшего законопроекта о новом порядке избрания губернаторов. Постараемся коротенько: президент вносит в местное Законодательное собрание предложение о кандидатуре нового главы региона за 35 дней до того, как закончится срок полномочий действующего губернатора. Депутаты могут думать в течение двух недель. Если более половины из них проголосуют «за», то губернатор считается избранным. Если отклонят, президент предложит новую фигуру не позднее 7 дней. Если губернатора не выберут и после этого, назначаются консультации, по окончании которых кандидатура вносится еще раз либо назначается временный глава региона (но не более чем на полгода). Президент может также своим указом распустить Законодательное собрание, если депутаты и в третий раз закапризничают. По новому закону, субъект РФ один человек может возглавлять не более пяти лет.

Важный пункт: президент может отстранить губернатора от занимаемой должности «в связи с утратой доверия к нему». Кстати, о том, что надо натворить, чтобы лишиться поста, и вообще, каким требованиям должен отвечать губернатор, в документе не говорится. По данному поводу во время пламенных дискуссий в Госдуме представители Путина давали такой ответ: «Президент берет на себя всю ответственность за кандидата. Ответственность и за его квалификацию, и за то, каким он будет хозяйственником. А значит, президент и определяет «утрату доверия».

Огласите весь список, пожалуйста!

Законопроект уже одобрен Госдумой в третьем и окончательном чтении, а на следующей неделе его подпишет сам инициатор, то есть Путин. Тем временем самарский облсуд 9 декабря вроде как должен-таки начать пересмотр дела о назначении даты выборов губернатора. Сей процесс уже выглядит, пардон, фарсом. По действующему пока закону, выборы могут состояться лишь спустя 80-100 дней со дня принятия решения. Таким образом, для того чтобы они состоялись в этом году, суд должен был вынести вердикт еще в начале октября. Так что выборов не будет. Впрочем, и черт бы с ними. Главное — ху, знаете ли, некст?

Что ж, давайте сначала пробежим глазами по списку. Конечно же, там присутствует сам Константин Титов. Когда-то, на заре всей этой эпопеи, звучали имена Георгия Лиманского, Виктора Тархова и Натальи Бобровой, но со временем о них уже как-то и позабыли. После того как Верховный суд приостановил решение самарского областного суда о назначении даты выборов главы региона на 19 сентября, неизвестный автор внес в список вице-премьера Самарской области Сергея Сычева. Не скрывали своих устремлений спикер губернской Думы Виктор Сазонов и депутаты Госдумы Виктор Казаков и Владимир Мокрый. Прокурор области Александр Ефремов все это время делал вид, что вдруг участившиеся газетные репортажи и телесюжеты о его встречах с жителями того или иного населенного пункта не имеют под собой никакой политической подоплеки. И лишь на днях он признался, что тоже видит себя в кресле губернатора. Стоит отметить и поползновения неких таинственных сил, которые мутили воду, добавляя в список «варягов» — например, депутата Госдумы, одного из лидеров думской фракции «Единая Россия» Вячеслава Володина или министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу.

Кстати, во всей этой истории есть один забавный и в то же время поучительный факт. Летом, когда только заговорили о грядущих выборах, кандидаты, как водится, стали формировать предвыборные штабы. Некоторые пригласили недешевых пиар-технологов со стороны. И завертелось — с газетных страниц и телеэкранов все чаще стали смотреть их сосредоточенные лица с добрыми глазами. Когда же процесс тормознулся, а потом стала появляться крамольная мысль, что выборов-то, наверное, и не будет, некоторые, естественно, свернули лавочку. Другие же не могут остановиться до сих пор. Поговаривают, что пиарщикам просто опрометчиво заплатили сразу «до победного конца». Вот им и приходится отрабатывать денежки.

Скажите, как его зовут?

И все-таки, кто он? Однозначный ответ на этот архиважный вопрос, конечно, знает только Путин. Тем не менее, попробуем предугадать. Сразу отметим: разговоры о том, что президент начнет своевольничать и ставить в регионы неизвестных лиц — полный бред. Во всяком случае, в Самарской области, которая и станет первой, где произойдет назначение главы, этого не будет. В такой экономически и финансово мощной губернии было бы глупо экспериментировать. Кремль и затеял всю эту реформу, чтобы избавиться (во всяком случав, на время президентства Путина) от всяческих неожиданностей.

Таким образом, претендент должен отвечать следующим требованиям: быть близким к Кремлю; обладать большим опытом политической работы; хорошо знать весь расклад по области и самому быть достаточно известным; ну и не быть замеченным в порочащих связях. Вообще-то данным характеристикам отвечают сразу несколько фигур. И все же… В перечисленном списке немаловажную роль играет величина местного рейтинга. То бишь местная весомость и возможность прохождения кандидатуры без особых напрягов. По нашей информации, сейчас различные спецслужбы каждый месяц готовят для Москвы такие закрытые исследования. Причем представляемый Администрации президента список значимых в области фигурантов намного шире того, что мы указали выше. Так вот, в этих рейтингах Константин Титов уже в течение нескольких месяцев имеет самые высокие показатели, значительно опережая других соперников. Любопытно, что вторую позицию также уверенно занимает Сергей Сычев.

Насколько значимы такие рейтинги для Кремля, покажет уже самое близкое будущее.

Под бой курантов

Когда губернаторское дело начало мигрировать по судебным инстанциям, многие стали прогнозировать: мол, с учетом того, что выборы отменят, Титов будет занимать свой пост до июля 2005 года. После чего избрание губернатора пройдет по предложенной президентом схеме.

Однако последние события заставляют в этом сильно усомниться. Дело в том, что практически в самый последний момент в путинский законопроект была внесена любопытная поправка. Суть ее такова: губернаторам, избранным еще до вступления в силу нового закона, «рекомендуется» обратиться к президенту с вопросом о доверии и переназначении их на свой же пост в новом качестве. Президент, согласно поправке, должен принять решение о доверии региональным лидерам в течение семи дней. Если доверие есть, Путин вносит кандидатуру того же губернатора на рассмотрение местного Законодательного собрания.

Знающие люди утверждают, что сразу после подписания закона Путин соберет Совет Федерации и попросит всех губернаторов уйти в отставку, параллельно заявив о желании внести свои кандидатуры в качестве не избранных, а уже назначенных глав регионов. В добровольно-принудительном порядке губернаторы исполнят просьбу первого лица страны. Затем, в двадцатых числах декабря, президент назовет Самарской губернской Думе, кого бы он хотел видеть на ключевом посту нашей области. И очень вероятно, что наши депутаты не будут сильно ерепениться и быстренько утвердят кандидатуру. Так что, возможно, в новый год самарцы войдут, уже зная Ф.И.О. своего руководителя.

Будни, № 49 (2148) от 8.12.2004.

*