Судьба барабанщика. Среди телевизионщиков давненько ходит грустная шутка. Дескать, нам всегда найдется, где работать, есть один канал, куда нас всегда возьмут, — Беломоро-Балтийский
Еще до дела физика Данилова шутка казалась остроумной, но все-таки сильно преувеличивающей истинное и грядущее положение дел. Поскольку физика Данилова во второй раз осудили — на 14 лет строгого режима без права амнистии — в том числе за излишнюю разговорчивость и общение с журналистами, то чего уж удивляться напастям, обрушившимся на профессиональное журналистское сообщество. Впрочем, надо бы оговориться: именно профессиональное. Людей бойких, гибких, телевизионно успешных много, но к журналистике они отношения не имеют — это профессионалы агитпропа. Не будем о них.
К Леониду Парфенову, Евгению Киселеву, Александру Герасимову можно относиться по-разному. Любить, не любить, раздражаться, влюбляться, не разделять взглядов и телеманер, не признавать заслуг, брызгать слюной при одном упоминании — более того, все трое и между собой-то в очень сложных отношениях — но нельзя не признать по крайней мере двух очевидных вещей. Во-первых, они профессионалы, каких мало. Во-вторых, их нет в телевизоре, и уже довольно давно.
Леонид Парфенов, стало быть, теперь главный редактор журнала. Собственно, как и Евгений Киселев — главный редактор газеты. Возможно, куда-то на подобную стезю причалит в итоге и Герасимов. Хорошо ли это для газет-журналов? Вряд ли. На этом рынке все еще много очень крепких, ярких профессионалов, на фоне которых бывшие телезвезды блекнут. Виноваты ли в том телезвезды? Тоже вряд ли. Они ушли к смежникам, потому что получили волчий билет в зубы, а молодым, умным, здоровым и вполне успешным мужикам по нынешним временам устроиться ой как нелегко. В моде лузеры — будучи чуть обласканными, лузеры начинают служить за малую пайку не хуже вохровской жучки. Им не привыкать к пинкам сапогом, к помойному меню, цепи и будке.
Любопытно, что Парфенов стал востребован именно в издательстве Axel Springer Russia. В городе Берлине у знаменитого Check Point Charlie в свое время — на западной стороне — одиноко торчала башня издательства Axel Springer, видная всему Восточному Берлину. И эту башню, как наверняка говорили в ЦК СЕПГ и “Штази”, владельцы Axel Springer “использовали с целью буржуазной пропаганды и агитации”. Специально с целью прикрытия таковой агитации в Восточном Берлине был построен местный Калининский проспект — социалистические небоскребы прикрывали здание буржуазного издательства, как фиговые листочки.
Такое ощущение, что и Парфенов, и Киселев смогли проехать — правда, далеко не на “Трабантах” — каждый через свой Check Point Charlie. И выбрать себе дальнейший полуэмигрантский путь, только в собственном Отечестве. Ах, впрочем, все это уже было: “Мы эмигранты в собственной стране, и многие на самом, самом дне…” Уехать еще можно, бетонная стена еще не разделила окончательно ни профессиональное сообщество, ни, извините за выражение, элиту, ни страну.
Может, товарищи из нашего нынешнего “Штази” и не успеют ее достроить. Но что не может не радовать — для прорыва на свободу не надо пока никуда физически уезжать. Сажают, судят, выдают волчий билет и показывают чудеса перевоспитания — здесь. И здесь же еще можно оставаться приличным человеком. Впрочем, приличные люди обычно таковыми везде и остаются.
Подпись: Ольга Романова
Источник: «Ведомости», 7.12.04
07.12.2004 14:32
***