Мертвые фирмы, за которыми нет ни долгов, ни кредиторов, вскоре смогут подвергнуться ликвидации без суда — одним лишь только административным решением.

Если директор фирмы исчез в неизвестном направлении, не откликаясь на призывы налоговиков объясниться, если у фирмы нет офиса по указанному в учредительных документах адресу — это может стать основанием для внесудебной ликвидации предприятия. А кредиторам, имевшим неосторожность дать взаймы нечистоплотным заемщикам, чтобы не упустить возможности подать в суд на исчезнувших дельцов, придется ежемесячно читать выпуски спецжурнала, где налоговики будут объявлять о ликвидации фирм-призраков. Соответствующий законопроект, разработанный межведомственной рабочей группой с участием Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Министерства экономического развития подготовлен к внесению в Госдуму.

Сегодня, по подсчетам Федеральной налоговой службы, в России существует около миллиона фирм-призраков. Причем это не обязательно те самые пресловутые «однодневки», созданные для махинаций с НДС, для перепродажи и прочего криминала, отловом которых уже много лет безуспешно занимаются налоговики. Есть много вполне добропорядочных предпринимателей, зарегистрировавших некогда фирму, но бросивших бизнес по тем или иным причинам. Ликвидировать предприятие по всем правилам, как предписывает это закон, довольно затратное мероприятие. Поэтому в большинстве случаев такие фирмы не «хоронят», а просто бросают, регистрируя новые.

Два года назад налоговики провели массовую перепись предприятий, составив так называемый реестр юридических лиц. Всех юридических лиц обязали перерегистрироваться, чтобы запись о них была внесена в новый реестр. А тех, кто этого не сделает, обещали ликвидировать. Однако не перерегистрировавшихся оказалось так много, что для того, чтобы ликвидировать их в судебном порядке, с созывом ликвидационных комиссий и назначением конкурсных управляющих, потребовалось бы около 9 млн руб. Налоговики еще в бытность министерскими служащими лоббировали идею административного закрытия фирм-призраков. Однако на согласование идеи с заинтересованными ведомствами ушло более двух лет.

Как считают разработчики законопроекта, к новому году документ может быть представлен депутатам. В проекте закона критериев для ликвидации три: если предприятие не предоставляет отчетность, если оно отсутствует по адресу, где ранее зафиксировало свое местонахождение, или если налоговики не могут отыскать директора фирмы. При этом факт неведения предпринимательской деятельности не будет основанием для упрощенной ликвидации предприятия. Для малых предприятий и тех, кто ведет деятельность эпизодически или сезонно, вроде заводиков по изготовлению плодовых консервов, это существенная оговорка. Ведь нередко в поисках и ожидании кредитных денег проходит не месяц и не два, а полгода-год, и если все это время терпеливо относить фискалам декларации с нулевым доходом и бухгалтерскую отчетность, у сезонного предприятия есть шанс дожить до кредита.

Процедуру упрощенной ликвидации, как это принято в западных странах, обещают сделать максимально публичной. Налоговые органы будут публиковать в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о намерении ликвидировать фирму. Любой отклик по объявлению будет расцениваться как основание для приостановления процедуры ликвидации. Если же в течение определенного срока на объявление никто не откликнется, налоговики с чистой совестью смогут принять решение о ликвидации предприятия и исключении его из реестра, о чем опять же сообщат в журнале. Если же у фирмы вдруг отыщутся кредиторы, то после подачи иска в суд ее восстановят и дело будет рассматриваться в обычном судебном порядке.

Ирина СКЛЯРОВА

N°225

08 декабря 2004 Время новостей

Время новостей

***