Открытие собственного дела для женщин – один из лучших способов избавиться от дискриминации по половому признаку. Не исключено, что через год почти половину всех российских предприятий будут возглавлять бизнес-леди

Женский бизнес в России растет динамичнее мужского и превышает его по темпам роста в 1,7 раза. На сегодняшний день примерно 43% отечественных предприятий возглавляют женщины, сообщила президент Ассоциации «Женщины и бизнес», директор Российско-арабского делового совета Татьяна Гвилава на прошедшем недавно в столице Международном форуме женщин-предпринимателей. В работе форума приняли участие бизнес-леди из 43-х субъектов Российской Федерации и, разумеется, из Москвы. Были среди участниц и представительницы государственных и общественных организаций, члены различных женских ассоциаций. Основная цель мероприятия, по словам Т.Гвилавы, заключалась в том, чтобы помочь деловым, общественно-активным женщинам найти друг друга, обменяться опытом и мнениями по наиболее актуальным проблемам. Следующий форум предполагается провести в марте 2005 г. и пригласить на него гостей из других стран.

Россия лидирует в мире по количеству представительниц прекрасного пола, занимающих руководящие посты в бизнесе (на втором месте – Филиппины, на третьем – США). Однако, как и в большинстве других государств, компании, принадлежащие женщинам, в основном относятся к категории малых и средних предприятий. Если же говорить об области их деятельности, то, как правило, это сфера услуг, легкая промышленность, торговля, общественное питание, образование, медицина и финансы. Значительно труднее встретить даму-начальника в таких традиционно «мужских» (и, между прочим, более высокодоходных) отраслях, как «нефтянка», строительство, автомобильная промышленность. Впрочем, подобное «распределение обязанностей» объясняется, скорее всего, не столько дискриминацией по половому признаку, сколько природной склонностью самих женщин. Врожденная интуиция, толерантность, гибкость и способность вызывать доверие, помноженные на повышенное чувство ответственности, терпение и внимание к деталям, делают их наиболее успешными именно в тех видах бизнеса, где приходится постоянно контактировать с людьми или, как минимум, ориентироваться на их мнение.

Законы выживания в условиях «дикого» капитализма одинаковы для всех, независимо от половых различий. Дамам и господам приходится в равной степени сталкиваться с бюрократией, несовершенством правовой базы, чиновничьим беспределом. «Для проверяющего из какого-нибудь госоргана, имеющего контрольные функции, не важно, кто руководит предприятием – женщина или мужчина, – говорит Т.Гвилава, – его задача – получить взятку». При этом женщины-предприниматели испытывают меньшее давление со стороны криминальных стрктур. Зато банки больше доверяют «сильной половине человечества». Только 22% женщин-предпринимателей получают кредиты на развитие своего бизнеса. Для сравнения: на Западе это показатель достигает 70%. Но, как бы то ни было, сами бизнес-вумен не чувствуют предвзятого отношения к себе со стороны делового сообщества и коллег-мужчин.

Между тем для остальных россиянок по-прежнему весьма актуальна так называемая проблема «стеклянного потолка», когда при номинальном равенстве полов создаются незаметные, но труднопреодолимые искусственные барьеры для продвижения женщин по карьерной лестнице. Проявляется это как в занимаемых должностях, так и в уровне оплаты. Достаточно зайти на любой сайт, посвященный поиску работы, чтобы увидеть – вакансии, на которые рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины, встречаются гораздо чаще, чем обратный вариант, и далеко не всегда подобное требование поддается разумному объяснению. Да и размер жалованья прекрасной половины в среднем уступает зарплатам мужчин. Весьма скромное место занимают российские женщины и в политике, хотя пример многих европейских стран показывает, что дамы прекрасно справляются со своими обязанностями даже на самых высоких государственных постах. В соседней с нами Финляндии, где и президент, и премьер-министр – женщины, качество жизни и уровень благосостояния населения куда выше, нежели в России. В правительстве же РФ нет ни одной женщины, напомнила в ходе форума депутат Госдумы Тамара Фральцова, а среди 450 депутатов Госдумы только 45 представительниц слабого пола, то есть всего 10%. И это при том, что женщины составляют более половины всего населения страны.

Получается, что открытие собственного дела, как ни парадоксально это звучит, для женщин – один из наиболее простых способов избавиться от дискриминационных факторов в профессиональной деятельности и добиться настоящего равноправия. Не удивительно, что женский бизнес растет как на дрожжах. И если данная тенденция продолжится, к концу 2005 г. число компаний, возглавляемых бизнес-леди, будет составлять почти половину всех российских предприятий.

www.utro.ru

*