* Владимир Путин в Турции

    * Почему спецслужбы не могут поймать Басаева

    * Новые силовики?

«Высокопоставленный лоббист»

Российская пресса в радужных тонах комментирует официальный визит президента Путина в Турцию, отмечая, что местные газеты называли Владимира Путина «супергостем».

«Труд» описывает визит как «прорыв во всех областях».

«Российская газета» радуется успехам внешней политики. «В то время как со славянскими государствами-союзниками отношения у России становятся все более непредсказуемыми, со странами, с которыми на протяжении веков только и делали, что воевали, у Москвы начало получаться находить общий язык. Например, Турция. Из главного военного противника на южном крыле НАТО она за несколько лет превратилась для России в надежного бизнес-партнера», — пишет газета, называя Турцию одним из ключевых внешнеэкономических партнеров России.

«Газета» пишет, что переговоры Владимира Путина с президентом Турции Ахметом Сезером вместо 15 минут продолжались около часа.

«Владимир Путин выступил в роли лоббиста интересов российского бизнеса в Турции. Путин объяснил турецкому премьеру Эрдогану, что Россия была бы очень рада, если бы Анкара признала победу «Татнефти» в тендере на приватизацию нефтеперерабатывающего завода Tupras, и получил ответ — это возможно. Кроме того, российский президент напомнил турецким властям и о нашем интересе к металлургическим предприятиям этой страны — НЛМК присматривается к заводу «Эрдемир». Что же касается политических заявлений, сделанных Путиным в Анкаре, то они касались только Украины», — суммирует «Газета» ход визита.

По ее словам, Россия брать на себя ответственность за события на Украине не согласна. «Нам это зачем?» — риторически вопрошал Путин, отметив, что на постсоветском пространстве наша страна готова играть роль посредника и сотрудничать с действующей властью. С какой именно — дело народа», — пишет газета.

С ней соглашаются и другие издания. «Независимая газета» отмечает, что «перелетев из Индии в Турцию, Владимир Путин продолжил критиковать политику Запада. Подробно комментируя ситуацию на Украине и в Абхазии, президент не уставал повторять, что Россия играла всего лишь роль посредника и за местные кризисы не отвечает».

Что касается претензий России к Турции в отношении борьбы с международным терроризмом, Путин выразил уверенность, что взаимопонимание, достигнутое по этим вопросам на переговорах между ним и президентом Турции, скажется и на сотрудничестве в сфере спецслужб, пишет пресса.

«Труд» не жалеет красок на описание визита, подчеркивая, что «в истории российско-турецких отношений открывается новый этап, знаменующий переход от соперничества к широкому сотрудничеству».

Возвращаясь же к поездке российского лидера в Индию, газета цитирует мнение неназванных наблюдателей о том, что «чувствуется возросшая уверенность Кремля в его мощных азиатских союзниках».

«Московский комсомолец» описывает бытовые детали визита, не преминув заметить, что Путина поместили «под стекло» — резиденция, в которой он остановился, называется «Джамлы кешк», что по-турецки значит «Стеклянный павильон». Расположенное на покрытом соснами высоком холме здание было построено почти 70 лет назад по указанию Ататюрка для его сестры Макбуле Атадан.

«Меры безопасности, предпринятые в связи с приездом Путина, не ограничиваются привлечением для охраны гостя из России 3000 полицейских. В аэропорту «Эсенбога», в котором приземлился президентский самолет, были задействованы полицейские собаки. По дороге из аэропорта президентский кортеж из нескольких десятков машин сопровождали вертолеты», — пишет газета.

Переходя на более серьезный тон, она отмечает, что «отношения с Турцией для России имеют две стороны. Да, связи с Турцией развиваются весьма динамично в экономике и туризме, но в то же время не обходится без подводных камней: на Северном Кавказе нет-нет да найдут наемника с турецкими документами, а боевики едут в Турцию подправлять здоровье».

«Формально Турция декларирует невмешательство в события на Кавказе, но реально смотрит сквозь пальцы на деятельность сепаратистов, имеющих широкую поддержку среди чеченской диаспоры в этой стране. Естественно, что путинский визит вызвал отнюдь не благожелательную реакцию со стороны многочисленных групп «солидарности с Чечней», действующих в Турции. В Стамбуле несколько сотен демонстрантов, недовольных российской политикой на Кавказе, устроили демонстрацию против приезда Путина», — пишет газета.

Издание довольно пессимистично пишет о результатах визита: «Путину, по всей видимости, и сейчас не удастся сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки. Поэтому из военно-технических соглашений в этот раз будут подписаны лишь второстепенные: о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и об охране получаемой друг у друга секретной информации».

«Российская газета» пишет о том, что визит Путина в Турцию заинтересованно обсуждается в Армении. «Политологи и эксперты едины в одном: российско-турецкое сближение может способствовать возобновлению политического диалога между Ереваном и Анкарой», — пишет обозреватель газеты. «Довлеющая над регионом вот уже 10 лет ситуация «ни войны, ни мира» давно требует политического прорыва в отношениях двух государств.»

Армия Басаева

«Известия» вспоминают, что на этой неделе исполняется 10 лет с начала чеченской войны. 9 декабря 1994 года Борис Ельцин подписал свой знаменитый указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чечни», после чего в республику вошли войска. Спустя 10 лет войны «деятельность незаконных вооруженных формирований» так и не пресечена.

Газета пытается проанализировать причины этого. Она пишет, что число боевиков согласно официальным данным давно уже не превышает 1200-1300 штыков. «Но собственно боевики, то есть нелегалы, воюющие против законной власти, это хотя и самая активная, но и самая малочисленная часть подполья. Всех этих боевиков давно бы истребили или пересажали, если бы их не поддерживали местное население и сотрудники правоохранительных органов», — пишет газета, добавляя, что таких сторонников более 13 тысяч.

Именно эти люди обеспечивают боевикам маршруты передвижения, провозят их по этим маршрутам, проводят наблюдение за военными и разведку местности, снабжают продуктами, документами и оружием, лечат, укрывают, помалкивают об их появлении, прячут. «Кто-то делает это из страха перед бандитами, кто-то от нищеты, а кто-то из идейных соображений или человеческой симпатии», — пишет издание.

Автор статьи рассказывает, что большинство его собеседников говорят правду анонимно. «Одни не имеют права себя расшифровывать, другие не уполномочены на контакты с журналистами, третьи, самые высокопоставленные, беспокоятся за карьеру. Их высказывания не совпадают с официальным образом нынешней Чечни, — пишет журналист. — На самом деле в Чечне двоевластие, и до 30% сотрудников МВД Чечни являются пособниками боевиков.»

Тайная концепция

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) может стать силовым ведомством, пишет «Газета». Президенту был представлен проект национальной стратегии борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В службе содержание документа сделали тайной до тех пор, пока его не утвердят правительство и президент. Но обозревателям «Газеты» Андрею Литвинову и Наталии Бияновой удалось выяснить, какие идеи предлагали члены рабочей группы, готовившей документ. В первую очередь речь идет о серьезном расширении полномочий Росфинмониторинга. Служба может получить право замораживать «подозрительные» активы и расследовать до сих пор неподведомственные ей налоговые преступления, сообщает издание.

Банки, профессиональные участники фондового рынка, инвестиционные фонды, страховые и лизинговые компании, организации Федеральной почтовой связи, ломбарды и даже игорные заведения и организаторы лотерей обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о любых сделках на сумму свыше 600 тыс. рублей, но эти полномочия будут расширены, пишет газета.

Она цитирует независимых экспертов, которые считают, что если Росфинмониторинг действительно пролоббирует решение стать силовым ведомством, «то все, у кого есть преступные деньги, могут успокоиться».

«У Росфинмониторинга нет ни сил, ни технических возможностей, какие есть у такой мощной разветвленной структуры, как МВД. На международном уровне Росфинмониторинг, возможно, выглядит лучше. Но его самостоятельная деятельность, скажем в Калмыкии или Адыгее, технически невозможна. А между тем именно в этих республиках регистрируются компании — первичные звенья «отмывочных» схем», — цитирует газета слова эксперта.

Обзор подготовила Гюльнара Бек-Мухамед, Служба мониторинга Би-би-си

07 декабря 2004 г., 01:10 GMT 04:10 MCK

Би-би-си

*