У зеркала нет памяти… Можно пофантазировать, будто оно помнит все наши лица, но, как и мы, не в состоянии их повторить на заказ (ну-ка, сделайте счастливое выражение…). А зеркало сцены повторяет многое. Мы смотрим сквозь него и видим изображение людей, заглянувших туда раньше, ищем себя в театральном зазеркалье и пугаемся, если находим (или вы в отличие от автора радуетесь?).

Мы в зеркале — отражение себя, пусть и не всегда верное. Пробор не с той стороны, нож в левой руке, вилка в правой… Что ж, говорим, я не Байрон, как все, я другой, и, прикладывая руку к сердцу, которое тоже не на месте, коротко кланяемся своей исключительности в полированном стекле.

       А в театре нужны дар и труд, чтобы добиться отражения вилки и сердца слева, и зритель в это поверил. Там реальные люди располагают жизнями ушедшими или теми, что вовсе не были и не будут. Живы актеры — персонажи мертвы. И поэтому в их придуманных судьбах лицедей, как Бог, может кое-что изменить по своему таланту и пониманию.

       Нам не дано. И поэтому, верно, воспринимаем разбитое зеркало как дурную примету: оно раскалывает тот образ, который мы надеялись исправить при следующем взгляде.

       Ну что же, обманемся в другом.

       …Сейчас Алиса Фрейндлих догримируется и уйдет из реального мира на подмостки отражать то, чего с ней не было, но что в ней есть. И кого нам повезет узнать в этой женщине с ясными глазами: Дульсинею, Раневскую, Элизу Дулитл? Ей можно доверить любые отражения, а самому отправиться в места, чтобы смотреть и думать, как сами бы жили в зазеркалье, если бы были так уместны и достоверны в нем, как Алиса.

       В день рождения полагается говорить теплые, восторженные и неточные слова. В нашем случае можно обойтись правдой: конечно, недоиграла своего, конечно, любима, конечно, талантлива, интеллигентна не ко времени, неповторима. Но… как бы покороче? Разве так…

       Алиса Фрейндлих — человек сохраненного достоинства.

       И существует в этом мире отдельно, несопоставимо ни с кем, наверное, несовершенно (живая ведь!), но безукоризненно.

       У ежедневного вранья

       Крадешь ты правды день.

       Тебя светлее тень твоя,

       Тебя счастливей тень.

       Пусть, кому надо, подберет

       И должное воздаст.

       Она, хоть малость и соврет,

       Но точно не продаст.

       Так написал воздухоплаватель и поэт Винсент Шеремет об актере, забыл о каком.

      

       Юрий РОСТ

       06.12.2004

«Новая газета»

№ 90

"Новая газета"

***