В областном суде близится к завершению процесс по обвинению группы лиц, подозреваемых в похищении людей и вымогательстве. Члены группы требовали от бизнесменов крупные суммы денег, используя в качестве «аргумента» шприц с якобы ВИЧ-инфицированной кровью или психотропным веществом либо пистолет. Особо несговорчивым угрожали расправой с их семьями.

Организатором группы был Алексей Мозалев. Следователи описывают его как человека разнопланового. Он несколько лет провел в тибетском монастыре, где получил определенные навыки в области психологии и каратэ. В бизнесе успел попробовать себя в разных сферах. В Оренбурге (откуда родом оказались почти все члены группы, кроме москвича Андрея Воронича) у него была своя школа каратэ. Также Мозалев занимался установкой пластиковых труб, торговлей, даже некую общественную организацию создал. Правда, в конце концов Алексей, очевидно, решил, что законными способами много заработать у него не получится, и обернул свои многочисленные таланты против бизнесменов.

В его группу, помимо Воронича, вошли Алексей Ивановский, Георгий Ермолаев, Владимир Юрков и Сергей Бузаев. С кем-то из них он занимался коммерцией, кого-то обучал каратэ. Почти все члены группы были примерно одного возраста — от 31 до 34 лет, только Бузаеву на момент задержания исполнился 21 год. Сообщники называли его Учителем и даже после задержания готовы были заговорить лишь с разрешения Учителя.

Действовали обвиняемые по отработанной схеме. Сначала за потенциальной жертвой устанавливалось тщательное наблюдение, выяснялось, в какое время и где он бывает, с кем поддерживает контакты. Слежка проводилась с применение специальной аппаратуры, разговоры прослушивались, делались фотографии как самой жертвы, так и членов семьи, включая детей. Далее следовало похищение. Переодетые в милицейскую форму члены сообщества затаскивали жертву в машину и увозили за город. Там перед бизнесменами клали шприцы и пистолет, предлагая выбор: быть застреленным, уколоться одним из шприцев с ВИЧ-инфицированной кровью или психотропным веществом либо заплатить требуемую сумму. Правда, получить деньги удавалось не всегда, но «дело» приносило вполне ощутимые доходы.

Одной из жертв вымогателей стал генеральный директор тольяттинского ООО «Вис-Авто» Валентин Кондрашин. Его жизнь Члены группы оценили в $100 тыс. Правда, связавшись со своим заместителем, Кондрашин смог набрать всего $4,5 тысячи, которые и отдал вымогателям.

Следствием также доказано, что в марте прошлого года подозреваемые совершила налет на тольяттинскую фирму «Алькор». На этот день у руководителей компании Виктора Минкова и Григория Куприянова были намечены важные переговоры. Преступники, проникнув в помещение фирмы, наставили на них оружие и потребовали передать им всю наличность. Сотрудникам «Алькора» пришлось расстаться с 350 тыс. рублей и $50 тыс.

Нападение на директора самарской фирмы «Комтекс» Сергея Старченко произошло в середине декабря прошлого года. Трое бандитов ворвались в квартиру, где проживал коммерсант. Разложив перед ним шприцы, пистолет и фотоснимки его родственников, они предложили мужчине отдать им крупную сумму денег, уколоться или быть застреленным. Сергей Старченко предпочел отдать вымогателям $6 тыс.

Все жертвы обратились с заявлениями в милицию. После третьего сообщения следователям стало очевидно, что действует одна и та же бригада. В момент подготовки к очередному похищению ее задержали. К тому времени налетчики явно потеряли бдительность, начали общаться между собой по «трофейной» рации, активизировали SIM-карту из телефона одной из жертв… Сотрудники милиции сначала «засекли» их волну, а по SIM-карте смогли определить их местонахождение.

Ивановского, Бузаева и Ермолаева задержали на трассе М5, недалеко от Самары. В квартире, которую снимал Мозалев в Тольятти, сотрудники СОБРа арестовали его самого и Воронича. Позже был задержан и Юрков. В квартире Мозалева были изъяты два пистолета Макарова, глушитель, 91 патрон, 2 шприца с жидкостью красного и светло-коричневого цвета, 7 переносных радиостанций, маски с прорезями для глаз, камуфляж, муляж автомата АК-74, 8 наручников, два парика, видеокамера «Сони», а также вещи, похищенные в «Алькоре».

Как предполагает следствие, бандиты готовили еще до десятка нападений. Оперативники нашли также около 50 фотографий предполагаемых жертв. На снимках были запечатлены состоятельные люди Тольятти и Самары. Найдены были также фотографии их родственников, список домашних телефонов и мест, где они чаще всего бывают.

ГСУ Самарской области расследовало дело два месяца, после чего оно было передано специально созданной группе следователей по Приволжскому федеральному округу. Заканчивала дело уже областная прокуратура.

Сейчас подсудимым вменяется несколько статей УК РФ, в том числе «Разбой», «Вымогательство», «Бандитизм» и «Кража». Алексей Мозалев сразу после задержания добровольно рассказал все сотрудникам милиции (показания были записаны на видеокамеру), но в дальнейшем от своих показаний отказался. С обвинением никто из задержанных не согласился, заявив о своей невиновности. В ходе судебного процесса все потерпевшие опознали вымогателей. Учитывая тяжесть совершенных преступлений, можно полагать, что им грозят солидные сроки лишения свободы.

Ирина Быханова,следователь Главного следственного управления ГУВД области: «Мозалев — очень трудом человек»

-У задержанных действительно в шприцах были ВИЧ-инфицированная кровь и психотропные вещества?

-Нет, конечно. Это был прием психологического давления на жертв. В одном шприце был чай, а в другом вообще непонятная жидкость. А вот пистолет был настоящий.

-Сколько еще могло быть жертв?

-В списке, по которому они работали, фамилий предостаточно. В последнее время с тольятгинских они переключились на самарских бизнесменов: видимо, решили, что в Тольятти отработали все варианты. Стоит отметить, что это серьезные ребята, и если они «брали» кого-то, то «докручивали» до конца.

-Как они вели себя во время следствия?

-Свою вину они не признавали, но оперативники во время задержания засняли все, что было возможно. Мозалев был в состоянии шока, все рассказал и показал. Только благодаря этому стало возможно их заключение под стражу и возбуждение уголовного дела.

Алексей Мозалев — очень сильный человек, серьезно разбирается в психологии. Все остальные в банде слушаются только его. Даже если посмотреть внутрикамерную разработку, то сразу можно понять, что без его ведома они ничего не говорят. Каждый подозреваемый заявлял, что откроет рот только после того, как ему даст разрешение Учитель. В этой банде было строгое подчинение одному человеку…

Он пытался провоцировать в ходе допроса и меня. Например, в ходе допроса открыто окно, он встает и делает вид, что пытается прыгнуть. Надо учитывать, что в Мозалеве сто килограммов накачанных мышц, а наручниками он пристегнут к молодому, худому охраннику, естественно, выпрыгнуть вместе с ним для него не составило бы особой проблемы. В ходе допросов он постоянно куда-то «уходил», на вопросы не отвечал, общение с ним было очень тяжелым. Мне приходилось очень серьезно готовиться к каждому допросу. Остальные члены банды, конечно, намного слабее своего лидера.

— Следствию удалось выяснить, куда уходили деньги, отнятые у бизнесменов?

— Никаких счетов в Тольятти, Самаре, Оренбурге у подозреваемых выявлено не было. Куда вкладывались награбленные деньги, осталось невыясненным. Судя по всему, покупалась недвижимость, которая оформлялась на других лиц. Не оказалось и имущества, оформленного на Алексея Мозалева. Все принадлежит его гражданской жене, с которой он не зарегистрирован, хотя у них есть совместный ребенок.

Татьяна ФЕДОРОВА

Время, № 4 (4) от 6.12.2004.

*