ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» – дочернее предприятие АВТОВАЗа и один из его крупнейших поставщиков. Головное предприятие и 12 дочерних фирм производят комплектующие для АВТОВАЗа и для других предприятий автопрома России и ближнего зарубежья – всего 1600 наименований готовых изделий. Примерно 60% продукции отправляется на АВТОВАЗ, остальное – на другие машиностроительные предприятия и на рынок запасных частей. Запчасти производства ОАО «ДААЗ» поставляются во все те страны, куда отправляется продукция АВТОВАЗа. В ноябре 2004 года, согласно заказам, детали отгружены в Украину, Армению, Латвию, Голландию, Чехию, Бельгию, Болгарию, Турцию, Грецию.

Доля комплектующих ДААЗа в себестоимости автомобилей LADA составляет около 10%. За прошлый год предприятие произвело продукции на сумму 3,8 миллиарда рублей. В 2004 году этот показатель будет превышен – только за 10 месяцев ДААЗ изготовил комплектующих на сумму 3,5 миллиарда. По словам руководства предприятия, увеличение объемов производства связано с тем, что АВТОВАЗ наращивает количество выпускаемых автомобилей. Этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем, так как АВТОВАЗ, запустив серийное производство автомобилей LADA KALINA, значительно увеличит свою производственную программу.

Перспективы развития ДААЗа зависят от планов заводов-потребителей, главный из которых – АВТОВАЗ. ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» освоило 78 узлов для автомобиля LADA KALINA. Ведутся работы над комплектующими LADA PRIORA.

Вместе с АВТОВАЗом ДААЗ постоянно развивается. В последнее время на предприятии появилось новое оборудование, некоторое из имеющегося было модернизировано. Перемены произошли практически во всех структурных подразделениях ДААЗа.

Завод светотехники. Здесь сосредоточено около 400 литьевых машин, которые перерабатывают в год примерно 6,5 тысяч тонн различных сортов пластмассы. Здесь же идет и сборка деталей: пепельниц, задних фонарей, зеркал и другого. Отливаются и крупногабаритные изделия, например, решетки радиаторов для автомобилей LADA NIVA.

Для производства фонарей LADA KALINA закуплена специальная машина трехцветного литья, когда за один цикл получается многоцветный рассеиватель. Сегодня заканчивается пусконаладка этого оборудования, и для первой партии LADA KALINA детали были изготовлены уже на нем.

Димитровградский завод светотехники применяет уникальные в масштабах России технологии. В частности, при производстве отражателей фонарей используется установка вакуумного напыления. В отличие от прежнего метода, когда сначала наносился грунт, затем отражающий слой и потом защитный лак, новая технология позволяет получить отражатель в один прием: в вакууме на пластмассовом корпусе оседают пары алюминия. Эта технология появилась на предприятии с освоением семейства LADA 110. Сейчас производство отражателей развивается, заканчивается монтаж новой подобной установки, только более современной, с компьютерным управлением.

Завод порошковой металлургии. «В нашу номенклатуру входят, в основном, детали для силового агрегата и ходовой части, – рассказывает директор завода Александр Кожин. – Это шкивы распредвала, коленвала, ступицы синхронизатора для КПП, шестерни масляных насосов, детали амортизаторной группы. Все амортизаторы, которые выпускаются в России, комплектуются даазовской металлокерамикой на 80%. Технология порошковой металлургии ценна тем, что при большой программе не требуется высоких затрат, например, на мехобработку. Нам требуется максимум три операции: формование, спекание и в случае необходимости – калибровка. Метод порошковой металлургии обеспечивает высокую точность, гораздо выше, чем при мехобработке. На заводе действует 72 единицы прессового и 12 единиц печного оборудования. В этом году закуплено 4 новых пресса. Прежде всего, они предназначены для выпуска деталей LADA KALINA. В следующем году будет смонтирована еще одна новая печь. Для LADA KALINA вся номенклатура освоена. Это 53 изделия, 23 из них — оригинальные, разработанные совместно с вазовскими конструкторами».

Завод радиаторов. «В год производится 2 миллиона 300 тысяч штук радиаторов охлаждения двигателя и отопителя, – рассказывает директор завода Олег Гречников. – На АВТОВАЗ поставляется 70% нашей продукции. Остальные радиаторы поступают на ИЖ-Авто, ЗМА, СеАЗ, другие предприятия и на рынок запчастей. Наши радиаторы устанавливаются практически на все российские легковые автомобили, кроме, разве что, «Волги».

Димитровградский завод радиаторов – самое крупное предприятие по изготовлению теплообменников в России. В нынешнем году исполнилось 20 лет, как существует это производство. Применяемая здесь технология дешева, надежна и позволяет достигать оптимального соотношения «цена-качество». Качество нашей продукции соответствует всем требованиям АВТОВАЗа. Система управления качеством сертифицирована на соответствие стандарту ИСО 9001 версии 2000 года. В середине ноября мы прошли наблюдательный аудит. Сейчас готовимся к сертификации на соответствие стандарту ИСО/ТУ 16949.

Для автомобиля LADA KALINA завод подготовил производство радиаторов, тросов приводов тормозов, сцепления и акселератора».

Прессовое производство. Здесь из листа и ленты штампуются детали, которые идут на сборку узлов: вакуумных усилителей тормозов, замков зажигания, зеркал, карбюраторов, замков дверей, стеклоподъемников, бензонасосов. «Номенклатура производства составляет более 1000 наименований изделий. Объемы производства – около 25 миллионов рублей в месяц, – рассказывает начальник производства Алексей Баннов. – За последние два года у нас появилось новое оборудование, способное выполнять высокие требования к качеству продукции. Это связано, прежде всего, с выпуском новых моделей, например, LADA KALINA. Закуплены 4 швейцарских пресса тройного действия. И главное приобретение – итальянский пресс, на котором изготавливаются новые вакуумные усилители тормозов. Основной акцент в техническом перевооружении сделан на пресса чистовой вырубки».

Производство топливной аппаратуры. Здесь изготавливаются детали для системы впрыска, для карбюраторных двигателей. Производится мехобработка и сборка деталей. Сегодня из Харькова завозят новые станки для мехобработки. В том числе, на них будут изготавливаться корпусы дроссельного патрубка LADA KALINA. Смонтированы стенды для проверки герметичности рампы форсунок.

Производство кузовной арматуры. Рассказывает начальник производства Александр Ботонькин: «У нас действует около 430 единиц оборудования. Номенклатура – 250 наименований деталей, которые поставляются на АВТОВАЗ и другие машиностроительные предприятия. Для автомобилей LADA KALINA мы освоили примерно 12 наименований изделий в сборе. У нас постоянно внедряются новые технологии, например, при изготовлении замков зажигания мы перешли на сварку контактов вместо пайки. С применением новых технологий, в том числе и испытательных, растет и качество. Кроме того, наружные зеркала и другие детали, качество которых не поддается оценке визуальным методом, проверяются на испытательных стендах в полном объеме».

В ходе экономических преобразований ДААЗ выстоял и сдавать позиций не собирается. Сегодня у ДААЗа 300 поставщиков и почти столько же потребителей. Вместе со своими партнерами завод постоянно развивается. Предстоит решить еще немало вопросов. Например, одним из важных направлений остается борьба с контрафактной продукцией. В рамках этой работы на ДААЗе модернизирована система безопасности, в том числе и информационной. Кроме того, через СМИ и посредством корпоративного сайта постоянно проводится разъяснительная работа. Регулярно публикуются сведения о том, как отличить подлинную, даазовскую деталь, при производстве которой соблюдаются все технологические процессы, которая прослужит столько, сколько ей положено. Например, на настоящих изделиях должны стоять клейма, которые наносят стенды, контролирующие качество продукции.

В условиях растущих экологических норм ДААЗ повышает безопасность своих технологий для природы. На предприятии действует специальная лаборатория, есть очистные сооружения. В конце года планируется запустить уникальную станцию плазменного уничтожения различных твердых и жидких отходов. Сейчас идет пусконаладка.

В условиях жесткой конкуренции предприятие осваивает новые виды продукции и целенаправленно работает над качеством. Сегодня завод готовится к сертифицикации своей системы управления качеством на соответствие стандарту ИСО/ТУ 16949. По результатам работы нескольких последних лет ДААЗ получил категорию «надежный поставщик» в вазовской системе оценки поставщиков. «Мы сделаем все возможное, чтобы сохранить эти позиции, а со временем получить еще более высокое звание», – говорит генеральный директор ОАО «ДААЗ» Виктор Потемкин.

Сергей Боровинских

*