IBM продает бизнес ПК?
IBM, которая в 1980-ых породила бизнес персональных компьютеров, как утверждается, ведет переговоры о продаже своего отделения ПК — шаг, который может коренным образом изменить лицо отрасли.
Как сообщает New York Times, компания ведет переговоры с китайским производителем Lenovo Group (бывшая Legend) и по крайней мере еще одним покупателем о продаже своего отделения ПК. Размер сделки может составить $2 млрд.
Представитель IBM Клинт Роузвелл сказал в пятницу, что компания не комментирует слухи. Связаться с представителями Lenovo не удалось.
Аналитики считают, что продажа бизнеса ПК IBM фирме Lenovo, которая, скорее всего, приведет к созданию совместного предприятия, имела бы смысл для обеих компаний. IBM, которая старается уйти от товаров широкого потребления, подобная сделка позволила бы избавиться от управления трудным и часто убыточным бизнесом, в то же время сохранив доступ к ПК и ноутбукам для своих заказчиков.
Судьба отделения ПК IBM уже много лет служит предметом периодически возникающих слухов. Бывший СЕО Лу Герстнер, которого считают идеологом смены курса компании в направлении предоставления услуг по вычислительной технике, произошедшей в 1990-ые годы, высказывался в пользу ухода от производства ПК. В годовом отчете IBM 1998 года присутствовал раздел, озаглавленный «Эра ПК заканчивается», что вызвало широкие пересуды о том, что IBM — компания, сформировавшая современную индустрию ПК, — намерена избавиться от собственного производства персональных компьютеров.
Позднее компания опровергла существование таких планов. Но рентабельность производства ПК действительно уменьшалась, и слухи среди аналитиков Уолл-Стрита и других наблюдателей продолжали циркулировать. В конечном итоге IBM решила почти полностью уйти из бизнеса потребительских ПК, сосредоточившись исключительно на корпоративных заказчиках, для которых компания разрабатывала более технически совершенную аппаратуру по сравнению с конкурентами.
Эксперты считают консолидацию индустрии ПК неизбежной. Согласно отчету Gartner, опубликованному в начале этой недели, к 2007 году с мирового рынка могут исчезнуть целых три из десятка ведущих производителей ПК.
В этом году бизнес ПК IBM остается рентабельным, тем не менее общая стратегия компании состоит в отказе от товаров широкого потребления типа настольных ПК и лаптопов. Вместо того, чтобы конкурировать по цене с такими поставщиками, как Dell, Палмисано ведет компанию в направлении более прибыльных бизнесов, таких как консалтинговые услуги и программное обеспечение.
Палмисано сделал особый акцент на аутсорсинг бизнес-процессов — когда IBM берет на себя некоторые функции заказчика, такие как учет кадров и финансов — назвав его $500-млрд рынком для компании. IBM уже сделала ряд приобретений для интенсификации процесса освоения бизнеса аутсорсинга, включая покупку на этой неделе компании по гарантийному обслуживанию.
«По-моему, IBM оставалась в бизнесе ПК отчасти потому, что об этом просили некоторые крупные заказчики. Но за последнюю пару лет в качестве общепризнанного корпоративного поставщика утвердилась Dell, — говорит финансовый аналитик Caris & Company Марк Столман. — IBM рассматривает весь свой бизнес как портфельный, а бизнес ПК котируется не очень высоко».
В начале этого года IBM консолидировала производство микропроцессоров с отделением серверного оборудования, стараясь усовершенствовать конструкцию своих чипов. Столман отмечает, что оба отделения процессоров и серверов, в отличие от отделения ПК, демонстрируют хорошие показатели.
ThinkPad: жемчужина в короне
В том случае, если хотя бы часть бизнеса IBM перейдет к Lenovo — компании, занимающей девятое место в мире по объему продаж ПК, — та получит шанс сделать свой бизнес глобальным, а это вызовет новый виток консолидации в индустрии ПК, которая в последние годы уже пережила ряд слияний и приобретений.
К тому же Lenovo получит доступ к одной из жемчужин в короне индустрии ПК: популярному семейству ноутбуков IBM ThinkPad. Это откроет Lenovo, бизнес которой в основном ограничен Китаем, путь на американский и другие мировые рынки.
IBM занимает третье место по количеству продаваемых ПК, далеко отставая от Dell и Hewlett-Packard. В третьем квартале на долю IBM пришлись 6% рынка, 18% которого, по данным IDC, принадлежат Dell и 16% — НР. На рынке портативных ПК IBM занимает четвертое место с 8,9% рынка. Между тем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе IBM лидирует с 16,5% рынка, опережая НР (12,3%). Lenovo занимает шестое место с 7,4% этого рынка.
IBM уже консолидировала большую часть производства двух семейств своих компьютеров. Большинство моделей ThinkPad производится на заводе компании в Шеньчжэне (Китай). Семейство настольных ПК Netvista выпускает по контракту Sanmina-SCI. В январе 2002 года IBM подписала с этой компанией трехлетнее соглашение о производстве ПК на $5 млрд. В то же время Sanmina-SCI приобрела за нераскрываемую сумму мощности по производству ПК IBM в США и Шотландии, на которых занято около 980 работников. Позднее, в январе 2003 года IBM подписала контракт с Sanmina-SCI и на производство некоторых серверов xSeries.
В определенных кругах в Китае и Тайване слухи о возможной сделке ходили уже давно. Но речь в них шла главным образом о соглашении между двумя компаниями о продаже ПК внутри Китая.
Джон Спунер (John G. Spooner), CNET News.com, Мартин Ла-Моника (Martin LaMonica), CNET News.com
5 декабря, 2004, 13:38
***