IBM прекращает выпуск компьютеров
Как сообщила в субботу газета The New York Times, крупнейший китайский производитель персональных компьютеров — компания Lenovo (бывшая Legend) ведет переговоры с IBM о покупке ее бизнеса по производству персональных компьютеров (ПК). Как ни парадоксально выглядит отказ пионера рынка ПК от собственной сборки, такая сделка будет на руку обоим игрокам. IBM избавится от низкорентабельного бизнеса, а Lenovo станет игроком номер три на мировом рынке ПК.
Сделка, если она состоится, станет симптоматичной для современной компьютерной индустрии. Если всего десять лет назад к Китаю повсеместно относились просто как к дешевому и низкокачественному конвейеру в мировой системе разделения труда, то сегодня китайские компании быстро становятся самостоятельной силой на мировой арене. Так, Lenovo является крупнейшим производителем ПК не только в родном Китае (там компании принадлежит 27% рынка), но и во всей Азии, кроме Японии (там доминирует местная Nec, а IBM, к слову, входит в пятерку лидеров рынка). Как ожидается, в ближайшие год-два Китай обгонит Японию по продажам ПК и станет вторым рынком в мире после США.
Однако лидерство Lenovo на китайском рынке вовсе не гарантирует ей дешевый входной билет на мировой рынок. Компанию мучают болезни роста, низкая эффективность производства (даже по сравнению с Dell, сохранившей производственные линии в США с их дорогостоящей рабочей силой) и постоянные ценовые войны с международными компаниями. Именно поэтому приобретение бизнеса IBM может стать для Lenovo глотком адреналина. Если Lenovo в данный момент занимает 2.6% мирового рынка ПК, то совместно с IBM она сможет увеличить эту долю до 8.6% и стать мировым производителем номер 3 после Dell (18%) и Hewlett-Packard (16.1%).
Впрочем, не факт, что балансирующее на грани убыточности производство ПК IBM приобретет именно Lenovo, а если это будет Lenovo, то форма сделки будет именно продажей. Дело в том, что Lenovo не столько заинтересованна именно в производственных мощностях IBM, сколько в ее бренде. «Приобретение — это только одна из возможностей», — говорит Мэри Ма, финансовый директор Lenovo. Переломным моментом в переговорах китайцев с IBM будет то, сможет ли Lenovo использовать бренд IBM и, если «да», то в какой форме. Пока известно, что стороны, возможно, остановятся на кобрендинге и их совместная продукция будет называться IBM-Lenovo или Lenovo-IBM.
Справка
___________________________________
Основанная группой ученых в 1984 году, Legend Group (ранее в этом году она была переименована в Lenovo) — крупнейший китайский производитель компьютеров и самая быстрорастущая в мире компьютерная компания. В 80-х годах Legend начинала как дистрибьютор компьютеров и принтеров IBM и Hewlett-Packard в Китае, но затем занялась дизайном и производством собственных вычислительных систем. В 1997 году Legend стала крупнейшим продавцом ПК на своем рынке, потеснив с первого места IBM. Lenovo частично принадлежит китайскому правительству, а часть ее акций торгуются на Гонконгской фондовой бирже. В 2003 году объем продаж Lenovo превысил $3 млрд., сегодня компания занимает восьмую строчку в глобальном рейтинге производителей ПК.
• Сергей КОЛЯДА
06.12.2004 10:43
• Фин. Известия
***