Королева «оранжевой» революции. Политический портрет Юлии Тимошенко ("НИ")
«Новые Известия» начинают публикацию политических портретов героев украинской революции. Первый портрет «списан» с Юлии Тимошенко. Эта молодая женщина, с косой вокруг головы и оранжевым платком на груди, в дни противостояния вдруг оттеснила на второй план мужчин-политиков. Имя Юля на Украине сегодня одни произносят с обожанием, другие с ненавистью. Так кто она такая?
Тимошенко доверяют абсолютно, ее слушают беспрекословно, ее выступлений на Майдане независимости ждут с большим нетерпением, чем слов самого Виктора Ющенко. Успех такого доверия, скорее всего, в характере. Только Тимошенко, например, могла влезть на машину-рефрижератор, которая куда-то медленно двигалась по переполненному людьми Крещатику, чтобы оттуда в мегафон обратиться к сторонникам оппозиции с задорно боевыми призывами. На крыше машины было скользко, бортики у края не предусмотрены конструкцией. Молодые мужчины-политики из окружения Ющенко, кряхтя и чертыхаясь, вынуждены были карабкаться «за этой ненормальной», чтобы не быть высмеянными и забытыми на фоне народной любимицы.
Именно так, на одном дыхании, произносит сегодня ее имя революционная толпа в центре Киева. Если украинцы раньше недолюбливали эту хрупкую женщину, против которой долгое время работала мощная государственная пропагандистская машина, то последние следы недоверия исчезли, когда Тимошенко чуть не завела Ющенко в президентскую администрацию. В тот день, когда лидер оппозиции в полупустом зале Верховной рады принес нелегитимную присягу на Библии, а потом со сцены на Площади независимости спокойно призвал своих сторонников подождать развития событий до завтра, Тимошенко неожиданно и стремительно вышла вперед и весело обратилась к многотысячной толпе: «Может, нам не ждать до завтра? Давайте сегодня проводим нашего президента на его рабочее место!» По просьбе Тимошенко ряды митингующих разошлись, образовав ровную дорожку длиной в пару километров от сцены до администрации президента, по которой и пошел изумленный Ющенко. Поразительно, но первые ряды оцепления ОМОНа, охранявшие здание президентской канцелярии, перед Тимошенко молча расступились, заодно пропустив вперед и Ющенко. Но тут лидер оппозиции вдруг внял мольбам следовавшего за ним окружения: «Виктор Андреевич, не идите, это авантюра, это опасно!» Он вернулся, моментально растворившись в толпе. Тимошенко пошла дальше.
Именно Тимошенко первой обратилась к милиции и ОМОНу, призвав их перейти на сторону народа. Какие слова она сказала – почти никто не слышал. Но все видели, как защитники администрации вдруг улыбнулись и, подняв Тимошенко на щиты, легко пересадили за оцепление, разрешив поговорить с начальством и посмотреть, что происходит в покинутом чиновниками здании. После этого украинская милиция стала массово переходить на сторону оппозиции, а охрана у административных зданий опустила щиты и открыла лица. После общения с Тимошенко омоновцы уже не мешали митингующим распиливать железную ограду у администрации президента и спокойно наблюдали за тем, как девушки украшали оранжевыми цветами и шариками плотные ряды щитов.
«У нее своя война»
«Черт с ним, с Ющенко! Пусть проводит переговоры, с кем хочет. Сейчас Юля придет – узнаем, что там у них, о чем договариваются. Она скажет, что делать…» – довелось мне услышать разговор двух мужчин на Майдане. Спор касался того, имел ли Ющенко моральное право начинать переговоры с властью после того, как обвинил ее в преступлениях против народа. Тимошенко, как и участники акций протеста, считает, что он такого права не имел. Она изначально стала внутренней оппозицией в рядах ближайшего окружения Ющенко, настаивая на том, что с Кучмой и Януковичем можно говорить только об их капитуляции. А для этого нужно брать власть силой, заставив противников признать победу оппозиции, требовала Тимошенко.
Все остальные соратники Ющенко выступили против такого сценария. Разница позиций была столь очевидна, что митинг заподозрил Ющенко в измене, на улице стали все чаще говорить, что только Тимошенко «нечего терять и некого бояться». Остальные лидеры оппозиции мало думают о живущем в мороз на улице народе, а больше пекутся о своем бизнесе и своих перспективах, вступая в длительные непонятные переговоры с властью. Если бы в тот момент Тимошенко призвала улицу брать власть приступом, к вечеру с большой долей вероятности ее бы провозгласили президентом.
У импульсивной Юлии Владимировны хватило хладнокровия и трезвомыслия не начинать собственную революцию, чтобы не погубить общее дело. Но если раньше признание Тимошенко о том, что у нее есть президентские амбиции, воспринималось как блажь (в странах СНГ в силу устоев и традиций не принято рассматривать женщин в качестве реальных кандидатов на пост президента), то теперь оно расценивается как угроза. Тем более что еще год тому назад Тимошенко заявила о готовности принести свои амбиции в жертву общему делу только в том случае, если она будет уверена в честности и искренности своих партнеров и в порядочности единого лидера оппозиции. Если Юлия Тимошенко усомнится в таких качествах Ющенко, его шансы на победу существенно уменьшатся.
Тимошенко стали бояться не только противники. Теперь опасаются «Юли» даже те, кто с ней по одну сторону баррикад. «Понимаете, у нее своя война. Она не оценивает ситуацию реально, ею движет ненависть и жажда мести», – пояснял мне один из соратников Ющенко.
Юлии Тимошенко есть за что ненавидеть тех, кто до сих пор представлял украинскую власть. Об отношении Тимошенко к Кучме красноречиво свидетельствует ее фраза, прозвучавшая в одном из интервью: «К Кучме я не испытываю ненависти и вообще ничего личного. Нельзя испытывать что-то личное к тому, кто личностью не является».
«В камеру надо взять игрушки»
Между тем ее личная война против Кучмы началась с момента отставки с поста вице-премьера по ТЭК (топливно-энергетический комплекс) в январе 2001 года. Отставка и параллельное возбуждение уголовных дел последовали сразу после того, как Тимошенко стала реализовывать созданные ею за два года работы в правительстве Ющенко «Энергетическую концепцию Украины» и программу «Чистая энергия». Она сама в то время говорила, что ей удалось вывести из теневой сферы более 2 млрд. долл. США и что это больно ударило по интересам олигархов из окружения президента. Сразу после этого, в феврале 2001 года, Тимошенко была арестована и помещена в следственный изолятор Лукьяновской тюрьмы. В марте ее выпустили под подписку о невыезде, но как только она попыталась вслух заявить, чьи интересы стояли за этим арестом, последовал новый арест.
До решения Верховного суда об отмене ареста Тимошенко провела несколько месяцев в тюрьме. Камеру ей выделили особо грязную и помойную. И первое, о чем попросила бывшая вице-премьер своего адвоката, – принести ей тряпку, перчатки и моющие средства. Говорят, она мыла тюремные стены несколько дней. Тимошенко любит чистоту и всюду наводит порядок.
«В камеру обязательно нужно взять какую-нибудь вещь из дома – игрушку, безделушку, мягенький какой-нибудь коврик, – сказала она позже в интервью. – И обязательно – фотографии близких. Иначе будет просто невыносимо среди этих стен, вони, холода…» Тимошенко еще очень долго после освобождения всюду носила с собой «тюремную сумку» со всем необходимым – на случай нового ареста. Для привыкшей к уюту и комфорту Тимошенко, которая как-то отправилась изучать ситуацию на донецких терриконах в туфельках «от Диор», испытание украинским следственным изолятором стало шоком, который изменил ее представления о жизни.
«Тюрьма ее сломала, конечно. Она стала фанатично мечтать отомстить тем, кто ее посадил, – считает депутат из фракции Тимошенко. – Но вот что удивительно: большинство людей после таких испытаний становятся злобными фанатиками. А Юля, наоборот, стала любить и ценить жизнь и свободу, но при этом она ничего не боится, ей уже нечего бояться».
Люди из ближайшего окружения Тимошенко развили эту мысль, сказав мне, что единственное, чем Юлия Владимировна дорожит настолько, что боится потерять больше жизни и свободы, – ее дочь Женя, которой исполнилось 22 года. Те же люди рассказали, что дочь оппозиционного политика училась за рубежом, что ее повсюду и всегда, несмотря на протесты самой Жени, сопровождают нанятые мамой супернадежные охранники. И что Тимошенко не может спокойно жить и работать, если каждый час не получает сообщений о том, где ее дочь и все ли с ней в порядке. Говорят, в эти дни Женя живет на Майдане в сопровождении охраны, которая вынуждена играть роль «приятелей». К слову, Ющенко и Янукович свои семьи из Киева вывезли.
«Я все время что-то вязала и шила»
Собственно, ради будущего дочери Тимошенко сделала почти все в своей жизни. В 1989 году она убедила своего нерешительного мужа заняться бизнесом и, рискнув, бросить уже неперспективную, хотя и стабильную работу инженера-экономиста на Днепропетровском машиностроительном заводе им. Ленина. Взяв у родителей в долг 5 тысяч рублей, открыла первый кооператив по прокату видеокассет. Позже она стала руководить одним из модных в то время молодежных центров «Терминал». Хотя относилась к своему бизнесу как к занятию временному, призванному обеспечить семью в сложный период, который переживала вся страна. В то же время Тимошенко защитила кандидатскую диссертацию по экономике.
Свой успех на новом поприще она позже объясняла тем, что всегда была трудоголиком и во всем «отличницей», делая больше и лучше, чем требовалось. «Я с детства приучила себя быть лучшей во всем, что делаю», – сказала однажды Тимошенко.
Кстати, детство, которое прошло без отца, с мамой, зарабатывавшей копейки, позволявшие семье еле-еле сводить концы с концами, стало, видимо, важной движущей силой в жизни Тимошенко. Лидер оппозиции крайне редко вспоминает о том времени, но однажды сказала в интервью: «Я родилась в бедной, даже, наверное, очень бедной семье… В свое время я была очень хорошей хозяйкой – просто другого выхода не было: все время что-то вязала, шила, перешивала».
Источники в окружении одного из лидеров украинской оппозиции утверждают, что именно в мутное перестроечное время Тимошенко познакомилась с влиятельными людьми (среди которых якобы был и нынешний зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук), которые помогли ей в 1991 году купить брокерское место на только что открывшейся Российской товарно-сырьевой бирже. Она стала гендиректором корпорации «Украинский бензин», которая в 1992–1994 годах обеспечивала нефтепродуктами аграрный сектор Днепропетровской области. А появившиеся затем связи и знакомства (в частности, с работавшим в то время днепропетровским губернатором Павлом Лазаренко) помогли Тимошенко в 1995 году создать и возглавить широко известную промышленно-финансовую корпорацию «ЕЭС Украины», которая обеспечивала российским газом более 2 тыс. украинских предприятий.
Вслед за Лазаренко Тимошенко переехала в Киев. Говорят, бывший премьер-министр помог своей протеже в 1996 году победить на довыборах в Верховную раду в Кировоградской области с фантастическим результатом – 92,3%. На парламентских выборах 1998 года Тимошенко была избрана повторно. Правда, на сей раз – как оппозиционный политик и член созданного Лазаренко объединения «Громада». Впрочем, с момента ухода Лазаренко в оппозицию его отношения с Тимошенко стали быстро ухудшаться. О причинах отказываются говорить, ссылаясь на недостаток информации, даже люди, близко знакомые с обоими политиками.
Фактом остается то, что в марте 1999 года Тимошенко возглавила парламентскую фракцию «Батькивщина», в которую перешли многие сторонники Лазаренко. Эта фракция стала самой «революционной» за время существования украинского парламента: именно «Батькивщина» инициировала проведение на Украине в конце 2001 – начале 2002 года, в разгар «кассетного скандала» и «дела Гонгадзе», масштабных акций протеста под девизом «Кучму – геть!». Тимошенко принадлежит также идея создания на Украине первого оппозиционного «теневого» кабинета министров, в состав которого входили многие нынешние соратники Ющенко.
Парадокс, но в тот момент, когда нынешний лидер оппозиции отзывался о президенте как об отце, говоря, что любит его сыновней любовью, Тимошенко фактически готовила почву для нынешней «оранжевой революции» и создавала костяк сегодняшнего окружения революционера Ющенко.
Тимошенко действует как прагматик, понимающий, что только Ющенко мог стать лидером украинской революции, направленной в первую очередь против Кучмы и его окружения. И она сделала ставку именно на него. Но как будут развиваться события дальше, точно сказать не сможет никто.
Справка «НИ»
5 января 2001 года Генпрокуратура Украины возбудила против вице-премьера Юлии Тимошенко два уголовных дела. Ее обвинили в контрабанде российского природного газа в объеме 3 млрд. кубометров и подлоге документов, а также в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. 19 января Тимошенко была освобождена от должности вице-премьера. 13 февраля 2001 года она была арестована. Затем Верховный суд признал ее арест незаконным, и 2 апреля Тимошенко покинула следственный изолятор.
Летом 2001 года Генпрокуратура России возбудила против Тимошенко уголовное дело по обвинению в даче взяток бывшим высокопоставленным чиновникам Министерства обороны РФ, ранее по этому делу она проходила как свидетель.
19 мая 2004 года Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело против Юлии Тимошенко на основании заявления ее помощника Владимира Боровко – тоже о подкупе. 16 июня 2004 года парламентское большинство Украины отказалось лишить Юлию Тимошенко депутатской неприкосновенности.
23 сентября 2004 года Юлия Тимошенко была объявлена в розыск Главной военной прокуратурой (ГВП) России.
29 сентября 2004 года Национальным центральным бюро Интерпола в России экс-вице-премьер, народный депутат Украины Юлия Тимошенко была объявлена в международный розыск (следует заметить, что именно в это время на Украине началась президентская кампания).
ЕЛЕНА ГАЙДУК, Киев
«Новые Известия»
06.12.04
понедельник
***