Уже следующим летом жители Самарской области смогут увидеть в техническом музее «АвтоВАЗа» новый экспонат. Это подводная лодка Б-307 (проект 641), самая большая дизельная подлодка в составе ВМФ РФ. Уникальность музейного экземпляра в том, что, в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями, тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не разрезая судно на части.

Б-307 была построена на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. Длина судна – 91 метр, высота –14 метров, вес – 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. На ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

Руководство тольяттинского технического музея еще в 1998 году просило командование Балтийского флота продать какую-нибудь списанную подлодку. Как раз в это время готовилась к списанию Б-307, около 20 лет прослужившая морякам верой и правдой. В 2001 году субмарина была оформлена, как музейный экспонат.

Сначала флот хотел просто подарить лодку музею, но этого не позволили сделать федеральные власти: ведь по закону, федеральная собственность не может отдаваться даром. Пришлось музею лодку купить, правда, за символическую цену – всего за 768 тысяч рублей.

Подводная лодка Б-307 должна была оказаться в Тольятти уже летом прошлого года. Однако, из-за того, что в Баренцевом море при транспортировке К-149 произошла трагедия, в результате которой погибли люди, Министерство ВМФ потребовало, чтобы при транспортировке в Автоград Б-307 были усилены меры безопасности. На это ушло немало времени.

Перед перегоном лодку освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в 354 тонны и «посадили» на понтоны. На этих понтонах, прикрепленных к лодке с обеих сторон, два буксира и доставили субмарину в Тольятти. На перегон из Санкт-Петербурга в Автоград ушел месяц. В конце ноября 2003 года будущий экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в поселок Приморский, где для Б-307 был специально сооружен причал.

Сейчас субмарину вытаскивают из воды на сушу. Это очень сложная операция, к которой готовились целый год. Тольяттинские инженеры специально ездили в Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для ремонта. В настоящий момент Б-307 показалась из воды уже на треть.

После того, как субмарину полностью извлекут на сушу, ее по специально расчищенной дороге длинной в 4,5 километра потянут в музей. Делать это его сотрудники намереваются по льду, поэтому транспортировка подлодки к месту будет возможна только в конце января — начале февраля, когда грянут настоящие морозы. Тогда-то Б-307 и покатится по ледяной трассе прямо к отведенной для нее музейной площадке.

Надо сказать, что до сих пор самым большим экспонатом в техническом музее являлся бомбардировщик ТУ-16. Но, когда установят субмарину, по сравнению с гигантской подлодкой бомбардировщик покажется просто игрушкой.

Сотрудники технического музея уверены, что придти посмотреть на настоящую подводную лодку захотят тысячи людей. Тем более, что именно эта субмарина в 1998 году участвовала в съемках всенародно любимого фильма «Особенности национальной рыбалки». Напомним, что герои фильма при помощи подлодки Б-307 переправляли в Финляндию контрабандную водку.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 430 2004-12-06

"Русский курьер"

*