На Кузьминском кладбище города Пушкина, в пригороде Петербурга, тихо, если не сказать тайно, похоронили бывшего офицера-подводника Александра Пуманэ. На церемонии присутствовали только родственники и близкие друзья покойного.

Кого хоронили? Нет, сомнений в личности уже не было. Это первое время его, забитого насмерть в 83-м московском отделении милиции, не могли опознать ни друзья, ни бывшая жена. А потом он был все-таки опознан не только по стоматологической карте, но даже, для верности, и по анализу ДНК.

Но все-таки вопрос: кого хоронили? Террориста, готовившего в Москве чуть ли не покушение на президента? Или пособника террористов, «всего лишь» доставлявшего взрывчатку? Или участника каких-то «бандитских разборок»? Или просто отставного морского офицера, вовлеченного (вполне возможно, даже и не знавшего об этом) в какой-то дъявольский круговорот правды, полуправды, лжи и провокации?

Все это так и остается неизвестным. Кульминацией скандала было объявление офицера милиции в розыск за его убийство. А потом скандал тихо-тихо, постепенно, незаметно –пошел на нет. Через полгода при упоминании редкой фамилии Александра мы будем морщить лоб и вспоминать: а кто это?

Этого и добивались.

Близ Воркуты я видел ржавые железные памятники с номерами. В кузбасском селе Медном, в Левашовской пустоши, на берегу Томи в Колпашеве, в карельском Сандромохе, в… Да что там, вся наша огромная страна покрыта могилами, о которых даже никто и не знает, что это могилы. Миллионы могил. Живем на могилах!

А тут все есть – и кладбище, и могила, имя и даты на ней: Александр Геннадьевич Пуманэ, 15.02.1966 – 18.09.2004. Большой прогресс.

В XXI веке живем, как-никак…

Виктор Костюковский

«Русский курьер»

№ 430 2004-12-06

"Русский курьер"

*