Австрия и Германия в шоке от признаний солдат. Впервые в телеэфир попали кадры издевательств над новобранцами и шокирующие признания военнослужащих
В Австрии и Германии разгорелся скандал, совсем не характерный для Европы. Впервые в телеэфир попали кадры издевательств над новобранцами и шокирующие признания бывших военнослужащих. Армейское командование обещает разобраться и одновременно оправдывается.
В немецком языке нет слова, абсолютно равнозначного понятию дедовщина. Здесь это обозначается как произвол по отношению к подчиненным в армии. Теперь, видимо, слово придется придумать, потому что сама дедовщина уже есть.
На любительской записи 2003 года — новобранцы на антитеррористических учениях. По приказу старших товарищей они изображают заложников. Кажется, что нечто подобное происходило в иракской тюрьме «Абу Грейб». Здесь тоже пластиковые мешки на головах и очевидное желание унизить.
«Нас привезли в гарнизон, надели мешки на голову, заставляли ползать в грязи. Моих сослуживцев после этого так трясло, что кто-то не мог ботинки надеть», — рассказывает один из потерпевших.
В германском бундесвере — такая же картина. Немецкие «деды», правда, еще и пытали сослуживцев электрическим током. Но использовали аккумуляторные батареи полевой радиостанции. К физическим травмам это не привело, но и в Австрии, и в Германии теперь часто говорят про шок.
«Я шокирован этой новостью. Насколько мне известно, во время учений имели место злоупотребления служебным положением, некоторые из них можно называть преступлениями», — говорит министр обороны Австрии Гюнтер Платтер.
И в Австрии, и в Германии военные незамедлительно сообщили, что больше других заинтересованы в быстром и честном ходе расследования, хотя представители бундесвера все же полагают, что пресса слишком раздула это дело.
«Из-за таких инцидентов бундесвер считают чуть ли не самой мягкотелой армией мира. В США никто бы и внимания не обратил на случай вроде этого. У нас обратили, наверное, это правильно, но шумиха все-таки слишком раздута», — считает генерал Бернард Гертц.
Понятно, что масштабы немецкой и австрийской дедовщины тем, кто знаком с дедовщиной российской, не кажутся чем-то невероятным. Вот слова одного солдата: «Они съедали мой паек прямо у меня на глазах». Это, конечно, не самое страшное обвинение, но общественность в двух соседних странах рассудила правильно — если сейчас молчать, отдельные случаи могут стать системой.
В Германии, как и в России, существует всеобщая воинская обязанность, но реально попадает в бундесвер едва ли треть всех военнообязанных. В армию не призывают тех, кто старше 23 лет, всех женатых, всех студентов. Избежать армии совсем не сложно. Но многие идут служить просто потому, что хотят. Как раз на настроение таких людей последние скандалы и могут повлиять. Популярности бундесверу они точно не добавили.
Андрей Румянцев
*