В ходе навигации не бывает более или менее важных моментов. Все ее периоды одинаково ответственны. И все же в последние дни ноября наступил особый период: заходят в родные затоны последние суда, разворачивается зимний судоремонт, начались традиционные встречи плавсостава с администрацией своих операционных предприятий и руководителями Группы компаний «Волготанкер», где подводятся итоги навигации, определяются задачи на последующий период. Накануне такой встречи в представительстве ОАО «Волготанкер» в г. Самара мы попросили ее директора Геннадия Взяткова рассказать о последних ноябрьских днях и итогах навигации 2004 года в целом, о том, как началась подготовка к навигации 2005 года.

Геннадий Алексеевич, в эту последнюю неделю ноября уже можно подвести первые итоги навигации 2004 года, сравнить ее с навигацией 2003 год?

— Если говорить о позднем завершении летней навигации, то и в прошлом году мы отправили на порт Кавказ последнее судно 22 ноября, в этом в Самаре последняя погрузка была 21 ноября. Такое вот совпадение. Танкер «Волгонефть-136» принял груз, а до места его доставит экипаж танкера «Инженер Назаров». Сделали в пути перевалку, чтобы «Волгонефть-136» сумел вернуться в затон. А «Инженер Назаров» у нас вышел из планового ремонта. У него было очередное освидетельствование. После доставки груза танкер возьмет курс дальше на юг. Ему предстоит зимой работать на Черном и Средиземном морях.

Если говорить о выполнении планов, то простои в связи с аварией на Волго-Донском канале, не позволили нам вывезти 156 тысяч тонн груза своим флотом. А могли без напряжения за ноябрь отгрузить 400-450 тысяч тонн нефтепродуктов и перевыполнить план по отправлению из Самарского узла. Потому что была и грузовая база, и тоннаж, и все причалы находились в рабочем состоянии.

Главный показатель работы операционного предприятия — нахождение флота в эксплуатационном состоянии, измеряемый в судо-сутках. По состоянию на 1 декабря план по судо-суткам выполнен на 94 процента без корректировки потерь по причине производственной необходимости. Мы потеряли 837 судо-суток в основном в связи со срывом графиков ремонта судов нашими подрядчиками — судоремонтниками. Во втором и третьем кварталах мы сэкономили 418 судо-суток благодаря производительной работе экипажей судов. Но это не закрыло брешь. Тем более, что был выход судов на навигационный ремонт, в основном по водотечности и грузотечности. По этим причинам долго простояли в ремонте танкеры «Волгонефть-135», «Волгонефть-260», «Волгонефть-265» и «Волгонефть-269».

А вообще в эту навигацию было меньше или больше простоев в навигационном ремонте?

— На 59 судо-суток меньше.

Кто помогал сокращать простои?

— Экипажи, которые перевыполнили план по нахождению судов в эксплуатации за счет проведения технического обслуживания механизмов без выхода из эксплуатации. Таких судов было 29. А также за счет «Нефтерудовоза-49» и «Николая Федотова», которым были перенесены сроки очередного освидетельствования. Хорошо сработали экипажи таких танкеров, как «Волгонефть-136», «Волгонефть-137», «Волгонефть-140», «Волгонефть-126», «Волгонефть-128». В числе экипажей нефтерудовозов можно привести в пример работу на «Нефтерудовозе-9», «Нефтерудовозе-22», «Нефтерудовозе-38», «Нефтерудовозе-34», «Нефтерудовозе-49», «Николае Федотове».

Надо отметить, что хорошее техническое состояние этих и других судов экипажам помогали поддерживать своими заботами суперинтенданты. Отличились 6,7 и 8 операционные группы судов. И во многом благодаря суперинтендантам Сергею Афанаскину, Евгению Новожилову и Станиславу Гончарову.

Недаром же говорят, что все решают кадры. Были ли в представительстве потери навигационного времени по кадровым причинам?

— Практически нет. Потери по кадровым причинам составили за навигацию 17 судо -суток. Это в три раза лучше, чем было в 2003 году. Cказалось то, что в межнавигационный период были подготовлены и переподготовлены необходимые флоту специалисты, привлечены выпускники вузов. В этом году мы начинаем учебный процесс для судоводителей и механиков раньше по времени с тем, чтобы все виды необходимого обучения для комсостава завершились до 1 апреля 2005 года. В апреле экипажи должны заниматься только выпуском флота.

Как собираетесь решать главную проблему — максимальное обеспечение работы судов в эксплуатации?

— Мы ее уже решаем. За лето, пока были свободны мощности судоремонтных предприятий, в плановом порядке отремонтировали десять судов. По-другому подошли и к выбору подрядчиков, отказавшись от услуг тех, кто сорвал нам предыдущий ремонт. Раньше, чем в прошлом году, скалькулировали ремонтные ведомости, заключили договоры на производство работ на судах планового ремонта. И в результате начали судоремонт более организованно и, мы считаем, на более высоком качественном уровне.

Так что я с оптимизмом смотрю на подготовку флота к следующей навигации, хотя проблем предстоит решить еще немало.

В какой стадии сейчас находится зимний судоремонт?

— Выведено из эксплуатации на сегодня 25 единиц флота. В том числе два танкера на реновацию. Это «Волгонефть-113» и «Волгонефть-250». На восьми судах зимний судоремонт развернут в полном объеме. Другие суда под зачисткой и в ее ожидании. Чтобы этот первоначальный этап ремонта прошел организованно и быстро, мы обеспечили хороший доковый ремонт «НЗС-303». Подготовили и развернули временный зачистной счал на базе танкера «Волгонефть-24». Сейчас большая группа судов вышла на Волгу и «ВЗС-24» приступает к работе параллельно с постоянным зачистным счалом.

C северного направления уже все суда вернулись в свой затон?

— Да. У нас в Белом озере как аварийно-спасательное судно работал ледокол «Терек». Он проводил на Волгу последний танкер «Волгонефть-40» и отправился домой, в Самару. Сейчас он сопровождает «Нефтерудовоз-28» к месту ремонта в Работках. А позади него судов «Волготанкера» уже нет.

Летняя навигация завершилась, но впереди зимняя. Как вы готовитесь к ней?

— Из 36 судов, которые планируется эксплуатировать в морских условиях зимой, 24 -самарские. Работа с этой группой судов вышла на первый план. Суда прошли ежегодное освидетельствование, в техническом плане подготовлены к условиям работы. Скомплектован неплохой кадровый состав судов. Так что поставленные задачи выполним.

Беседовала Валентина САДОВНИКОВА.

Вестник Волготанкера

29 ноября 2004 г. [N 43 (6867)]

Вестник Волготанкера

***