Со "Свободы" с чистой совестью? Правозащитники жалуются в Конгресс США. причина — реорганизация Русской службы радио "Свобода" ("МН")
Известная правозащитница Людмила Алексеева направила открытое письмо в Хельсинкскую комиссию Конгресса США с призывом провести слушания об изменениях на радио «Свобода». Она обращает внимание на то, что Русская служба радиостанции собирается закрыть лучшие программы и уволить 12 сотрудников своего пражского бюро, а центр тяжести вещания переместить из Праги в Москву. К письму Алексеевой приложено открытое письмо Елены Боннэр похожего содержания, адресованное западным СМИ.
Мы обратились за разъяснениями к участникам событий.
Людмила АЛЕКСЕЕВА, правозащитница:
— Они губят радио. Об этом я написала и в Конгресс США, и на радио «Свобода». Радио работает на русском, а американское начальство русского языка не знает и не понимает, что происходит. Они говорят: «У радио рейтинг маленький. Надо перестраивать работу!» Но рейтинг зависит не только от качества передач, но и от ситуации в стране. Когда у нас в стране с информацией было хорошо, рейтинг «Свободы», естественно, упал. Люди предпочитали слушать свое радио. А сейчас, когда с информацией стало значительно хуже, люди будут обращаться к независимым СМИ. Американцы же надумали реорганизовывать радио и увольнять лучших журналистов. Радио «Свобода» намеревается сократить нескольких талантливых и опытных редакторов. После увольнения 12 сотрудников Русской службы было предложено только 7 вакансий в недавно созданной редакции под названием «Новости подробно». Кого они возьмут? Прежний директор Русской службы Марио Корти бодался за каждого сотрудника. Как он защищал Бабицкого! «Мы не можем бросить своего сотрудника на произвол судьбы», — говорил он. Американцы относились к этому очень неодобрительно. Тогда Марио и испортил с ними отношения. Новый директор Русской службы Мария Клайн — человек несамостоятельный. Что велят американцы, то она и делает. А они, по-моему, люди неквалифицированные в том, чем им приходится заниматься. Они не понимают страну, на которую работают.
Американцы говорят, что радио «Свобода» не должно быть «заграничной радиостанцией»: «Перестаньте ссылаться на Прагу. Передвиньте центр тяжести из Праги в Москву». Но делать это сейчас нельзя. Московское бюро действительно ближе к слушателю. Люди, долго находящиеся в эмиграции, теряют ощущение страны. Основные материалы должны идти отсюда, а не из-за рубежа. Но делать ставку на московское бюро очень опасно. Рано или поздно журналисты попадут под влияние самоцензуры, поскольку она все больше распространяется по нашему пространству. И однажды московское бюро могут просто прихлопнуть.
Недавно на Украине и в Армении тоже провели перестройку радио «Свобода». И вскоре его вещание было прекращено по прихоти властей. Напомню, что в 2002 году президент Путин отменил радиовещательный статус радио «Свобода», который был дан станции Борисом Ельциным. Создать условия для контроля российскими властями зарубежной радиостанции — инициатором такого предложения могла бы стать ФСБ РФ. Когда мы останемся без радио, все переведут в Прагу, а там уже не будет опытных сотрудников. Надо отдать справедливость, сотрудники пражского бюро пока что стойко держатся вместе. Неизвестно, как долго удастся им сохранять единодушие. Положение у них тяжелое. Они слишком тесно связали свою судьбу со «Свободой». Если они окажутся без работы, непонятно, как им жить, ведь там нет нашего рынка СМИ. Кто-то может и прогнуться. Я уповаю на то, что Конгресс все-таки обратит внимание на ситуацию с радио «Свобода» и вмешается. Поднявшийся скандал, возможно, остановит всю эту историю.
Мария КЛАЙН, директор Русской службы радио «Свободная Европа/Свобода»:
— Реконструкция радио «Свобода» происходит уже больше года. Суть ее сводится только к изменению форматов. Никаких изменений содержания нет. Мы верны нашей миссии: распространение демократических принципов и ценностей для построения гражданского общества. Мы верны правозащитной тематике и будем приглашать в наш эфир правозащитников и либеральных политиков, для которых не находится места в других СМИ.
Почему вдруг началась такая паника? Наверное, потому, что мы уведомили наших сотрудников об изменениях в программной сетке. Я не могу обсуждать вопросы кадровой политики. Но на сегодняшний день все наши сотрудники продолжают работу. Никто не уволен. Я могу только догадываться о том, что кто-то из наших коллег, обеспокоенных своей дальнейшей судьбой, обратился за помощью к Елене Георгиевне Боннэр и дал ей соответствующую информацию, вызвавшую такую острую реакцию. Большая часть их предположений не имеет отношения к действительности. Так, у нас нет службы «Новости подробно». Зачем она нам? Мы и так рассказываем новости очень подробно. 11 часов из 16 часов нашего вещания отданы информационным программам!
Ссылки на опыт Украины не вполне корректны. Власти Украины в какой-то момент «полюбили» радио «Свобода» и дали им FM-частоту. Потом с такой же легкостью ее отобрали. Российские власти нас не любят. Да мы и не добиваемся их любви. Мы очень ценим возможность вещать из Москвы, но если прессинг властей станет слишком сильным, перенесем все вещание в Прагу. Сейчас некоторые возмущены тем, что наша штаб-квартира якобы переместится в Москву. Этого никогда не будет! Руководство и дальше будет осуществляться из Праги. Мы не собираемся становиться российской радиостанцией.
Когда мы говорим, что переносим центр тяжести в Москву, это вызывает дикий переполох. Но этот процесс идет уже не первый год. Большое количество наших программ давно производится в Москве, хотя московское бюро мы не увеличиваем. Просто мы считаем, что должны быть ближе к России. Некоторые программы, выходящие из Праги, сейчас закрываются, но мы не собираемся терять их темы. Программы будут делаться в других форматах. Но то, что выходило из Праги, будет продолжать выходить из Праги!
Мир меняется. Современное радио стало более динамичным и коротким по формату. Люди уже не сидят часами у приемника, и мы погибнем, если будем работать, как раньше. Мы должны охватывать как можно больше слушателей. Особенно сегодня — когда катастрофически сужается поле действия российских СМИ.
Шеф-корреспондент московского бюро радио «Свобода» Сергей КОРЗУН:
— Сейчас идет реорганизация вещания в соответствии с нуждами современного радио. Задача — уменьшить формат невозможных для восприятия программ и приблизить информацию к российскому слушателю. В ближайшее время мы обязательно соберем дорогих нам товарищей, бьющих сейчас тревогу. Они сигнал дают — не дай бог, отказаться от правозащитной тематики, не дай бог, попасть под влияние КГБ! Мы тоже этим озабочены, но пафос, наверное, направлен немного не по адресу.
Не лукавят ли руководители Русской службы, утверждающие, что затеянная перестройка — не более чем модернизация? Уволенные Корти, Гудава, Ройтман, Юренен так не считают, другие рядовые сотрудники категорически отказываются комментировать происходящее. К чему приведет решение кадровых вопросов, повлияет ли оно на идеологию радио, выяснится в январе, когда появится новая сетка вещания.
Досье МН
Первая программа на русском языке, положившая начало радио «Свобода», вышла 1 марта 1953 года. На протяжении нескольких десятилетий «Свобода» была символом правды и демократии для советских и российских слушателей. Ее программы глушили вплоть до 1988 года, когда под давлением Михаила Горбачева власти приняли решение о снятии радиопомех.
В августе 1991 года — за заслуги в информировании слушателей о ходе демократических преобразований в России — президент Ельцин специальным указом придал радио «Свобода» особый статус. Радиостанции разрешалось открыть постоянное бюро в Москве и корпункты на территории РСФСР. МИД и Минпечати РФ поручалось обеспечить журналистов «Свободы» необходимой аккредитацией и каналами связи. Указ Ельцина действовал до октября 2002 года, когда он был отменен президентом Путиным. По официальной версии, власти уравняли «Свободу» в правах с другими СМИ. По неофициальной — это решение было вызвано недовольством Кремля вещанием радио на Чечню и Украину.
Вопрос о связях со спецслужбами всегда был одним из самых щепетильных моментов в деятельности «Свободы». Первоначально считалось, что оно существует на пожертвования частных лиц и организаций, но до 1971 года его финансировало и курировало ЦРУ. В 1976 году радио «Свободная Европа/Свобода» стало частной некоммерческой компанией, финансируемой конгрессом США и контролируемой Советом управляющих вещанием (Broadcasting Board of Governors). В настоящее время бюджет радио «Свободная Европа/Свобода» составляет 75 миллионов долларов.
Елена Ланкина
«Московские новости»
№46 за 2004 год (03.12.2004)
*