Хор из-под плетки. Прокуратура Самарской области завершила расследование обстоятельств массового бунта заключенных ("РК")
Прокуратура Самарской области завершила расследование обстоятельств массового бунта заключенных, произошедшего 29 августа этого года в новокуйбышевской колонии строгого режима УР-65/3, именуемой в народе «тройкой». Беспорядков такого масштаба в губернии не было почти 30 лет, и, как выяснилось, причины, побудившие осужденных к бунту, нашлись веские. Проверка деятельности администрации УР-65/3 выявила в колонии серьезные нарушения.
Напомним, в конце августа произошел конфликт между осужденным и заключенным Сергиным, занимавшим должность завхоза и бывшим в «тройке» старостой. По указанию начальника оперативного отдела колонии, староста избил осужденного. В порыве мести сторонники обиженного устроили драку с Сергиным и теми осужденными, кто находился у администрации «зоны» на хорошем счету. В ходе массовых беспорядков четверо положительно характеризующихся заключенных были жестоко избиты, а исполнивший приказ начальника Сергин убит. Взломав ограждения, «колонисты» вырвались на плац, создав неподконтрольную администрации обстановку. По словам заместителя прокурора Самарской области Александра Галузина, труп Сергина заключенные притащили на плац и положили в проход, ведущий в административный корпус. Таким образом, осужденные как бы отдали его администрации колонии.
Осужденные выдвинули ряд требований о соблюдении администрацией учреждения их прав. Забастовка длилась в течение восьми часов. Все это время осужденные в количестве полутора тысяч человек стояли на плацу. Осознавая опасность происходящего, «тройку» окружили тремя кордонами. Зачинщики бунта успокоились только после прибытия сотрудников прокуратуры, которым они вручили около сотни жалоб. В основном заключенные жаловались на режим содержания, на то, что их били, а все незаконно происходящее в колонии укрывалось.
Следственная группа областной прокуратуры и ГУИН начала тщательную проверку по всем полученным жалобам. По факту убийства осужденного и связанной с этим дезорганизацией деятельности исправительного учреждения прокуратурой было возбуждено уголовное дело. Завели уголовное дело и по факту избиения заключенного.
В настоящее время предварительное следствие по уголовному делу в отношении начальника оперативного отдела колонии за превышение им должностных полномочий завершено. Что касается второго уголовного дела, то четверым осужденным «тройки» предъявлено обвинение в убийстве Сергина и дезорганизации работы ИК.
По результатам проверки начальнику ГУИН Минюста России и начальнику учреждения УР-65/3 внесены представления и протесты, в Генеральную прокуратуру России направлена информация. Руководители ГУИН Минюста РФ по Самарской области и ИК-3 привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.
Проверка деятельности администрации «тройки» выявила серьезные нарушения закона. Так, те, кто был осужден впервые, содержались в одной камере с «бывалыми» преступниками. Совместно содержались и осужденные общего и строгого режимов. Далеко не все осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка, содержались в специально отведенном для этого помещении. Это создавало условия для влияния преступных авторитетов на других «колонистов».
Список нарушений закона в «тройке» занимает несколько страниц. Как выяснилось, заключенные в ИК были предоставлены сами себе, должного надзора за ними не было. Неудивительно, что у многих осужденных имелись запрещенные предметы, вроде ножей, молотков и ножниц. Всего 20% осужденных, отбывающих наказание в «тройке», были трудоустроены. Проверка выявила многочисленные нарушения трудового законодательства. У заключенных зачастую не было спецодежды и средств индивидуальной защиты, многие станки не соответствовали требованиям техники безопасности. С другой стороны, у некоторых осужденных на рабочих местах были установлены телевизоры, магнитофоны и даже оборудованы спальные места.
В ходе проверки было выявлено превышение работниками колонии своих полномочий. Например, часто заключенных отправляли в штрафной изолятор безо всяких на то причин.
Для обеспечения необходимых показателей в работе администрация УР-65/3 принуждала осужденных к вступлению в самодеятельные организации, без учета их желания. Тем заключенным, кто отказывался заниматься самодеятельностью, угрожали применением физической силы и спецсредств. Вот тебе и знаменитый хор «колонистов» «тройки», славящийся на всю область!
Установлено, что осужденных не обеспечивали средствами гигиены, им не выдавали предметы первой необходимости. Например, в производственной зоне даже не было раковин для мытья рук, не говоря уже о полагающемся бачке с питьевой водой и аптечке.
Количество нарушений, выявленных в ранее считавшейся чуть ли не образцовой колонией «тройке», заставляет задуматься о том, не станут ли августовские слухи о том, что начальника УР-65/3 Константина Воякина снимают с занимаемого им поста, реальностью?
Сергей Ишков
«Русский курьер»
№ 429 2004-11-03
*