Писсуар по результатам опроса признан произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века. Писсуар из белого фарфора, одно из самых ранних произведений концептуального искусства, стал шоком для неподготовленной публики, когда в 1917 году экстравагантный французский художник Марсель Дюшан водрузил его на выставке в Нью-Йорке и заявил, что это искусство.

«Фонтан» с автографом Дюшана был признан самым значительным произведением современного искусства 64% голосов, оставив далеко позади картину Пикассо «Авиньонские девушки» — первый опыт в кубизме, некогда слывший величайшим шедевром современного искусства.

Опрос был проведен накануне предстоящего вручения премии Тернера. Об этом пишет The Daily Telegraph. Было опрошено более 500 самых влиятельных фигур в мире британского искусства — художники, дилеры, критики, хранители музеев и владельцы художественных галерей. Среди опрошенных — Дэмиен Хирст, Трэйси Эмин, Дэвид Хокни, Чарлз Саатчи и директор Национальной галереи Чарлз Саумарез-Смит.

Эксперт, которого попросили прокомментировать результат голосования, в результате которого писсуар занял первое место, сказал, что он «слегка шокирован», но не потому, что данный экспонат, названный Дюшаном «Фонтан», недостоин такой чести, а потому, что он опередил Матисса и Пикассо.

Ни один из художников, участвовавших в опросе, не проголосовал за «Красную комнату» Матисса, в результате картина оказалась на последнем пятом месте.

«Десять лет назад Пикассо или Матисс победили бы. Они были как два столпа современного искусства, но, похоже, теперь это не так», — сказал Саймон Уилсон, бывший курирующий искусствовед галереи Тейт. «Искусство Матисса прежде всего чувственное. Для сегодняшних художников искусство не может быть комфортным. Оно должно быть на грани и иметь политический и нравственный подтекст», — добавил он.

Революционной идеей Дюшана, сына адвоката из Нормандии, было превращать обычные бытовые объекты в предметы искусства, внося лишь незначительные модификации или вообще оставляя их в первозданном виде.

Искусство может приобретать любые формы, может создаваться из всего. Эту идею с энтузиазмом подхватили художники типа Хирста — с его маринованными животными, Эмина — с его неубранной постелью и новое поколение видеохудожников — основных претендентов на премию Тернера этого года.

Первым «творением» Дюшана в 1915 году был совок для уборки снега. Вскоре после этого он произвел фурор в Нью-Йорке, когда явился на выставку Сообщества независимых художников с писсуаром. Это была открытая выставка, и, после того как Дюшан заплатил за участие 6 долларов, ему никто не мог запретить выставить этот экспонат.

Саймон Уилсон настаивает, что «Фонтан» (названный так не только потому, что он связан с жидкостью, но и потому, что он является сатирой на многочисленные фонтаны на полотнах старых мастеров) — это достойный победитель.

«Мне он очень нравится. В нем есть все — развернутая метафора, элемент скатологии, он разрушает социальные условности, он несет в себе провокацию», — говорит Уилсон. Скатология — буквально «изучение экскрементов»; в переносном смысле — получение сексуального удовлетворения от произнесения грязных, матерных слов (Перевод статьи на сайте Inopressa.ru).

Пятерка лидеров

1 Марсель Дюшан «Фонтан»(1917) — 64% голосов

2 Пабло Пикассо «Авиньонские девушки» — 42%

3 Энди Уорхол Диптих «Мерилин» (1962) — 29%

4 Пабло Пикассо «Герника» (1937) — 19%

5 Анри Матисс «Красная комната» (1911) — 17%

NEWSru.com

*