Наибольшее влияние на искусство XX века оказал писсуар
Писсуар по результатам опроса признан произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века. Писсуар из белого фарфора, одно из самых ранних произведений концептуального искусства, стал шоком для неподготовленной публики, когда в 1917 году экстравагантный французский художник Марсель Дюшан водрузил его на выставке в Нью-Йорке и заявил, что это искусство.
«Фонтан» с автографом Дюшана был признан самым значительным произведением современного искусства 64% голосов, оставив далеко позади картину Пикассо «Авиньонские девушки» — первый опыт в кубизме, некогда слывший величайшим шедевром современного искусства.
Опрос был проведен накануне предстоящего вручения премии Тернера. Об этом пишет The Daily Telegraph. Было опрошено более 500 самых влиятельных фигур в мире британского искусства — художники, дилеры, критики, хранители музеев и владельцы художественных галерей. Среди опрошенных — Дэмиен Хирст, Трэйси Эмин, Дэвид Хокни, Чарлз Саатчи и директор Национальной галереи Чарлз Саумарез-Смит.
Эксперт, которого попросили прокомментировать результат голосования, в результате которого писсуар занял первое место, сказал, что он «слегка шокирован», но не потому, что данный экспонат, названный Дюшаном «Фонтан», недостоин такой чести, а потому, что он опередил Матисса и Пикассо.
Ни один из художников, участвовавших в опросе, не проголосовал за «Красную комнату» Матисса, в результате картина оказалась на последнем пятом месте.
«Десять лет назад Пикассо или Матисс победили бы. Они были как два столпа современного искусства, но, похоже, теперь это не так», — сказал Саймон Уилсон, бывший курирующий искусствовед галереи Тейт. «Искусство Матисса прежде всего чувственное. Для сегодняшних художников искусство не может быть комфортным. Оно должно быть на грани и иметь политический и нравственный подтекст», — добавил он.
Революционной идеей Дюшана, сына адвоката из Нормандии, было превращать обычные бытовые объекты в предметы искусства, внося лишь незначительные модификации или вообще оставляя их в первозданном виде.
Искусство может приобретать любые формы, может создаваться из всего. Эту идею с энтузиазмом подхватили художники типа Хирста — с его маринованными животными, Эмина — с его неубранной постелью и новое поколение видеохудожников — основных претендентов на премию Тернера этого года.
Первым «творением» Дюшана в 1915 году был совок для уборки снега. Вскоре после этого он произвел фурор в Нью-Йорке, когда явился на выставку Сообщества независимых художников с писсуаром. Это была открытая выставка, и, после того как Дюшан заплатил за участие 6 долларов, ему никто не мог запретить выставить этот экспонат.
Саймон Уилсон настаивает, что «Фонтан» (названный так не только потому, что он связан с жидкостью, но и потому, что он является сатирой на многочисленные фонтаны на полотнах старых мастеров) — это достойный победитель.
«Мне он очень нравится. В нем есть все — развернутая метафора, элемент скатологии, он разрушает социальные условности, он несет в себе провокацию», — говорит Уилсон. Скатология — буквально «изучение экскрементов»; в переносном смысле — получение сексуального удовлетворения от произнесения грязных, матерных слов (Перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
Пятерка лидеров
1 Марсель Дюшан «Фонтан»(1917) — 64% голосов
2 Пабло Пикассо «Авиньонские девушки» — 42%
3 Энди Уорхол Диптих «Мерилин» (1962) — 29%
4 Пабло Пикассо «Герника» (1937) — 19%
5 Анри Матисс «Красная комната» (1911) — 17%
*