* Рок-аккомпанимент украинских протестов

    * Шредер «закрывает глаза» на дела Путина

    * Подмоченная репутация британского министра

    * Унитаз Дюшана — самый влиятельный в искусстве

Рок-аккомпанимент украинских протестов

Явно устав от нескончаемых перипетий переговоров, демонстраций и политических решений, «Гардиан» и «Таймс», как будто сговорившись, посвящают свои материалы из Киева музыкальному рок-аккомпанименту творящейся в столице Украины революции.

Причем, в центре обоих материалов — Слава Вакарчук, лидер популярной украинской рок-группы «Океан Эльзы». «Океан Эльзы», пишет корреспондент «Таймс», практически не сходит с импровизированной сцены на площади Независимости, а ее песни «Дякую» и Той день» стали подлинным гимном исторических событий.

Еще практически подростком Слава Вакарчук оказался в 1989 году в Праге, в те самые дни, когда там творилась знаменитая «бархатная» революция, и он, с детства влюбленный в рок-музыку, с замиранием сердца смотрел, как на трибуну рядом с Вацлавом Гавелом поднимались Лу Рид и Фрэнк Заппа. Мог ли он предполагать, задается риторическим вопросом корреспондент газеты, что спустя 15 лет и сам будет в своем родном Киеве играть такую же роль, как и кумиры его молодости.

Теперь «Океан Эльзы» отложили до завершения событий в Киеве намеченные у них на декабрь гастроли по городам России. Украинские рок-музыканты, даже те, кто раньше не был замечен в особых политических симпатиях, в эти дни оставаться в стороне не могут.

«Гардиан» приводит своеобразный реестр политических симпатий украинских рок-музыкантов. Победительница конкурса Евровидения Руслана сначала была за Януковича, а теперь поддерживает Ющенко, причем так рьяно, что даже объявила голодовку вплоть до отмены результатов выборов. На стороне Ющенко — «Воплi Видоплясова» и харьковская 5nizza.

Зато Януковича поддержал приехавший из Москвы Филипп Киркоров. Но и тут дело закончилось конфузом. Филипп Бедросович вывел на сцену своего отца, и тот, сбитый с толку одинаковыми именами кандидатов, прокричал в микрофон «Ющенко!» вместо «Янукович», не без иронии завершает свой репортаж корреспондент Таймс».

Шредер закрывает глаза на действия Путина

Зато серьезная «Файнэншл таймс» на такие мелочи как музыкальное оформление протеста не разменивается и посвящает серьезную статью отношениям между канцлером Германии Шредером и российским президентом Путиным в свете последних событий на Украине.

Видимой связи между украинским кризисом и разгромом российской нефтяной компании ЮКОС вроде бы нет, но, как сообщает берлинский корреспондент «ФТ», оба эти события стали причиной острой критики в адрес канцлера, в том числе и со стороны членов его собственной социал-демократической партии.

Тем более, что до сих пор Шредер гордился сложившимися у него весьма близкими отношениями с Путиным, пожалуй, более близкими, чем у любого другого западного лидера. Эти близкие отношения, пишет «ФТ», заставили Шредера закрыть глаза на нарушения Путиным прав человека в Чечне, на его попытки полностью сосредоточить в своих руках политическую и экономическую власть в стране, а теперь вот и на ту неблаговидную роль, которую российский президент сыграл в ходе украинского кризиса.

Даже в те дни, когда в Киеве вовсю бушевали демонстрации, Шредер, выступая перед парламентом, заявил, что не отступит от своей цели поиска стратегического партнерства с Россией. На этой неделе Берлин активно подталкивал немецкие энергетические компании к инвестициям в российский топливный сектор.

Следующая встреча между Путиным и Шредером намечена уже на 20 декабря, и столь тесная дружба, выражает опасение «Файнэншл таймс», может связать канцлеру руки как раз в тот момент, когда Западу потребуется проявить твердость в отношениях со становящимся все более и более авторитарным российским лидером.

Подмоченная репутация британского министра

«Сага Бланкетта» — таким общим заголовком «Индепендент» объединила свои первые четыре страницы.

Дэвид Бланкетт — угодивший в неожиданный скандал министр внутренних дел Великобритании. Слепой политик до сих пор обладал практически безукоризненной репутацией человека принципов, огромным влиянием в политической жизни страны, и, несмотря на свой физический недостаток, рассматривался как один из серьезных возможных претендентов на пост премьер-министра после ухода в отставку Тони Блэра.

Дело Бланкетта, имевшего неосторожность вмешаться в получение визы для няни своей любовницы, — главная тема не только «Индепендент», но и практически всех газет.

«Таймс» посвящает целый разворот различным, более или менее аналогичным историям из прошлого, которые стоили британским политикам карьеры. Мало кто всерьез полагает, пишет обозреватель «Индепендент», что ускорение прохождения визы, пусть даже номинально это и нарушение, на самом деле является настоящей причиной нынешнего кризиса. Этот мелкий промах — всего лишь рычаг с помощью которого оппозиция может обрушиться на министра, а пресса — поразвлечься за счет его отношений с любовницей.

Тут же выяснилось, что министр покупал для нее железнодорожные билеты первого класса и был намерен выяснить с помощью анализов ДНК, не он ли был отцом ее ребенка. «Это может показаться несправедливым, но Дэвид Бланкетт должен уйти, и, как бы он этого не желал, премьер-министр должен подтолкнуть его к такому решению», — пишет обозреватель «Индепендент». Его частная жизнь стала предметом разбирательства, как в его собственном министерстве, так и в печати, и теперь он вряд сможет так же успешно, как и раньше, выполнять свои обязанности.

Призрак этой истории будет преследовать его всякий раз, когда он заведет речь о незаконной иммиграции и нулевой терпимости к нарушителям. Бланкетт достойный человек, но есть простая истина: взяв на себя общественные обязательства, ты должен вести себя ответственно. Этому есть лишь одна альтернатива — оставить свой пост.

Унитаз Дюшана — самый влиятельный в искусстве

Большинство газет украсили свои первые страницы фотографиями предмета, весьма редко становящегося объектом интереса средств массовой информации. Предмет этот — самый обычный унитаз. Обычный, да не совсем.

Данный унитаз — хоть он мало чем отличается от своих массового производства собратьев — произведение искусства. Автор его — французский художник-авангардист Марсель Дюшан, а «созданное» в далеком революционном 1917 году произведение под названием «Фонтан» было признано ведущими экспертами самым влиятельным произведением современного искусства.

Дюшановский «Фонтан» опередил «Девушек из Авиньона» Пабло Пикассо, его же «Гернику», «Мэрилин Монро» Энди Уорхола и «Красную студию» Анри Матисса.

Опрос проводился среди 500 искусствоведов в связи с вручением ежегодной премии Тернера. «Выбор работы Дюшана отражает идею о том, что самым важным в современном искусстве является творческий процесс и что сама работа может быть какой угодно», — приводит «Индепендент» слова куратора Саймона Уилсона.

Обзор британской прессы подготовил Александр Кан, Русская служба Би-би-си

Би-би-си

*