За Айвазовского в Лондоне дали миллион
В эти дни на аукционах Christie»s и Sotheby»s в Лондоне проходит небывалая по масштабу распродажа русского искусства. С молотка идут полотна Айвазовского, Репина, Шишкина, Коровина и еще десятков мастеров. Всего на торги выставлено более тысячи произведений.
Пока лондонские магазины только начинают объявлять о рождественских скидках, два крупнейших аукционных дома в Лондоне уже организовали грандиозную распродажу. И хотя цены отнюдь не предрождественские и порой зашкаливают за несколько сотен тысяч фунтов, вокруг торгов разгорелся настоящий ажиотаж.
Британские газеты писали о том, что в торгах намеревалась участвовать жена Юрия Лужкова Елена Батурина. В кулуарах Sotheby»s ходили слухи о том, что здесь видели доверенное лицо Виктора Вексельберга, крупный российский бизнесмен, уже прославившийся покупкой яиц Фаберже.
Впрочем, многие покупатели не присутствуют на аукционе лично, а либо присылают своих представителей, либо просто делают ставки по телефону.
Миллион два, миллион три. Продано
Главным событием вторника стала продажа картины Айвазовского «Исаакиевский cобор в морозный день». Она ушла с молотка за один миллион фунтов стерлингов. И это не считая аукционного сбора. В Christie»s говорят, что это рекорд для произведения русской живописи XIX века.
Покупателем, по слухам в кулуарах, стал бывший председатель одного из российских футбольных клубов. За меньшие, но все же весьма внушительные суммы на аукционе Christie»s были проданы произведения десятков русских мастеров.
Впрочем, у тех, кто не успел купить Коровина или, скажем, Репина, еще есть шанс. В среду и четверг русское искусство выставляют на аукционе Sotheby»s.
И это только начало. Через неделю пройдет большая распродажа русского искусства в Париже, а в середине декабря — в Стокгольме.
Никита Лобанов-Ростовский, бывший советник Christie»s и Sotheby»s и регулярный участник аукционов, считает нынешние аукционы беспрецедентными: «Такого до сих пор никогда не было. В среднем в Лондоне продаются 600 картин на двух аукционах, Sotheby»s и Christie»s, которые следуют один за другим. Весной и зимой. Судя по началу аукциона Christie»s, то рынок очень сильный».
Лобанов-Ростовский рассказывает, что раньше Sotheby»s и Christie»s продавали почти вдвое меньше российских работ. Но почувствовав, что спрос растет, увеличили и предложение. Появился в Лондоне и еще один — независимый — аукцион, специализирующийся исключительно на русском искусстве — аукцион MacDougall»s. Первые торги также состоялись в среду.
Через неделю русскую живопись выставят на торги в Париже, через две с половиной — в Стокгольме.
Русские идут
Хенс Дилейн — эксперт по живописи — уже много лет специализируется на русском искусстве, но такого бума не припомнит: «Это потрясающе — видеть такое количество русских работ на рынке. Конечно, это отражает высокий спрос на них в России и мощь российской экономики. Когда в начале 1980-х русский рынок только зарождался, покупателями были в основном иностранцы, например, американские дизайнеры-декораторы. Сейчас же правила рынку диктуют русские».
Приход русских на западные аукционы заметно взвинтил цены. Специалисты говорят, что многие иностранцы уже не могут себе позволить покупать русское искусство — слишком дорого. Пришлось потесниться и традиционным участникам аукционов такого рода — российским эмигрантам первой волны.
Впрочем, как считает Никита Лобанов-Ростовский, настоящих знающих коллекционеров среди новых покупателей немного.
«В общем, рынок искусства поддерживается коллекционерами, — говорит он. — На русских же аукционах коллекционеры играют второстепенную роль. Те, кто платит эти большие деньги, это случайные люди, которые по эмоциональной или иной причине покупают. Ну заполнили квартиру или пять-шесть домов, которые имеют, и перестают покупать. Или же их убивают и появляются новые».
Разумеется, со спросом должно возрасти и предложение. Впрочем, как говорят эксперты, на Западе в частных коллекциях хранятся огромные запасы российских произведений искусства. Ведь сразу после революции советские власти их вывозили на продажу вагонами.
Что-то увезли эмигранты. В коллекции Чарльза Пастернака — племянник Бориса Пастернака — около ста картин его дедушки — Леонида Пастернака.
Он считает, что хотя большинство картин оказываются не в музеях, а в частных коллекциях, публичные торги полезны и для общества: «Поскольку картины проходят через аукционные дома, они вносятся в каталоги, в интернет-каталоги и все равно становятся известными, по крайней мере в мире искусства».
Пять из дедушкиных картин Чарльз Пастернак собирается выставить на аукционе русского искусства в Стокгольме в середине декабря. Так что предложение пока есть.
Мария Гречанинова
Би-би-си, Лондон
01 декабря 2004 г., 15:01 GMT 18:01 MCK
*