Последний монстр поколения. Голливуд посмертно оценил заслуги Годзиллы звездой славы ("ВН")
На голливудской аллее звезд наконец-то появился стопроцентный мутант. За огромный творческий вклад в развитие кинематографа и по случаю 50-летнего юбилея и очередных похорон вчера в асфальт закатали одного из самых известных монстров современности — знаменитого Годзиллу, сокрушившего на своем многолетнем пути не один десяток бутафорских зданий, кораблей и противников. Он стал уже 2271-й звездой, отмеченной публичным втаптыванием в дорогу, по которой ежегодно проходят миллионы туристов и тысячи страждущих вот так же оказаться под ногами толпы.
Церемония чествования гигантской ящерицы, историю появление которой на свет не смог бы сочинить даже самый ярый активист «Гринпис», обошлась без дорогущих спецэффектов, являющихся обязательной частью нынешних фильмов-катастроф. Все было как 50 лет назад, когда Годзилла, по версии авторов сценария первой ленты, снятой японской киностудией «Тохо», всплыл у атолла в Тихом океане, где проводились ядерные испытания, и отправился ломать все направо и налево. Актер, одетый в костюм Годзиллы, смотрелся дешевой подделкой под игрушку из детского магазина, изредка пускал на собравшихся и новенькую звезду клубы пара и с удовольствием позировал перед фотокамерами в обнимку с режиссером финального фильма о монстре «Последние войны» Рюхэем Китамурой, продюсером Сего Томиямой и почетным мэром Голливуда Джонни Грантом, объявившим в кинематографической столице мира День Годзиллы. После чего всех участников церемонии пригласили на Голливудский бульвар уже оценить свирепость ящера-мутанта, который в 28-м фильме решил поставить рекорд по поверженным противникам и борется с десятком монстров.
Ажиотаж, устроенный по случаю полувекового юбилея Годзиллы и выхода приуроченной к нему киноленты, показывает, что за 50 лет ящер мутировал даже больше, чем за те несколько месяцев, пока он, вылупившись из яйца, превращался в громадного монстра. Политический подтекст его появления именно в кинематографе единственной страны, пострадавшей от атомных бомбардировок в 1945-м, сегодня уже не воспринимается всерьез. Годзила стал сугубо коммерческим персонажем международного значения и едва ли когда-нибудь сможет, как, например, коллега Терминатор, продолжить карьеру в роли не то что губернатора Калифорнии, но даже и мэра Диснейленда. Руководители студии «Тохо» даже похороны монстра — а ранее было объявлено, что 28-й фильм о Голзилле будет и последним, — превратили в успешный бизнес-проект. Что, кстати, в первую очередь и ставит под сомнение искренность их обещаний избавить телезрителей от этого мутанта.
И кстати, предваряя показ ленты «Последние войны», удостоенный чести окончательно угробить Годзиллу режиссер Рюхэй Китамура был не так категоричен, как название фильма. Он сразу намекнул, что легенда о последнем выходе мутанта на экран была придумана продюсерами, которые, по словам режиссера, «всегда врут». «Годзилла работает 50 лет. Я думаю, он просто заслужил отпуск», — сказал Китамура. При этом он, естественно, не напомнил, что длительные отпуска в карьере киноящера уже были, но всякий раз они заканчивались, когда возрождался интерес зрителей к этой жертве ядерных испытаний.
Примечательно, что и продюсер фильма Сего Томияма, который в самом начале работы над картиной божился не возвращаться к похождениям Годзиллы, в своих последних выступлениях допускает возможность того, что этот монстр «еще сможет поразить людей». Правда, считает он, «этот фильм о Годзилле, безусловно, последний для нашего поколения». По мнению Томиямы, воскресить Годзиллу на экране могут только новые поколения кинематографистов. Да и то когда появятся «новые представления о монстрах».
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ
N°220
01 декабря 2004 Время новостей
***