Ровно 230 лет назад, 25 декабря 1773 года сподвижник Емельяна Пугачева атаман Илья Арапов занял Самару и с гордостью написал в донесении самозванному царю Петру Третьему: «Сего декабря 25 числа со всею вверенною мне командой под город Самару подошел и с коего города все жители вышед ко мне навстречу, со всем священным собором, со святыми образами, с молениями встречали и без всякого бою покорились».

   Далее он сообщал, что близ города окольные села и деревни также заявили о поддержке восставших, что захвачено 6 пушек, но денежную казну и порох увез комендант Самары Балахонцев.

   Слух о дерзком мятеже донского казака Емельяна Ивановича Пугачева под Яицким городком (ныне город Уральск) быстро облетел всю Россию. В Самаре и крепостях Самарской линии об этом узнали раньше других. 17 сентября 1773 года бывший хорунжий, участник русско-турецкой войны Емельян Пугачев, назвавшись царем, опубликовал свой первый манифест. В нем он обещал казакам вернуть все привилегии, отнятые правительством, и призвал их, а также русских крестьян, калмыков и татар к восстанию. Бунт охватил весь Южный Урал, особенно после нескольких побед Пугачева над царскими войсками и взятия Оренбурга.

   18 декабря 1773 года пугачевский атаман Илья Арапов получил приказ о наступлении на Самару. Отряд занял Борскую, Елшанскую, Красносамарскую, Мочинскую, Алексеевскую крепости и Ставрополь. Самара была окружена. Арапов послал к коменданту Балахонцеву своего гонца с требованием сдать город без боя, пригрозив обстрелом из 50 пушек (которых на самом деле было гораздо меньше). В панике Балахонцев с офицерами и 36 солдатами бежал из Самары. Остальные 340 солдат гарнизона, духовенство и жители города встретили отряд Арапова хлебом-солью и колокольным звоном.

   В губернии началась вербовка добровольцев в отряды Пугачева. Многие вступили в повстанческую армию, но удержать Самару Арапову не удалось. 28 декабря подошедшие регулярные войска овладели селом Рождествено и начали штурм города. Завязался жестокий уличный бой. Плохо обученные военному делу повстанцы, потеряв несколько сот убитыми и ранеными, бежали. Началась расправа над жителями, вставшими на сторону мятежников. Всех, кто был причастен к бунту, было велено «для страху жестоко наказать плетьми при собрании народа, приговаривая что они против злодеев должны пребыть в твердости и живота своего как верные подданные щадить не долженствуют».

   Однако и после этого движение Пугачева не было подавлено. В ряды повстанцев вступали крестьяне Поволжья, работные люди Урала, башкиры. Восстание охватило Нижегородскую, Тамбовскую, Пензенскую губернии. В деревнях, в лесах и на дорогах хозяйничали бунтовщики. Екатерина Вторая направила против Пугачева регулярную армию во главе с фельдмаршалом Суворовым. В июле 1774 года под Казанью восставшим был нанесен серьезный урон. После поражения у Черного Яра Емельян Пугачев с остатками своих войск ушел в заволжские степи.

   В сентябре 1774 года группа бывших сподвижников Пугачева схватила его и выдала царским властям. В железной клетке самозванный царь был доставлен в Симбирск, а оттуда в Москву, где казнен по приговору Сената, утвержденному Екатериной Второй. В районах восстания были повешены и забиты насмерть тысячи примкнувших к нему людей. Десятки тысяч крестьян и казаков клеймлены железом и сосланы на каторгу. В советской истории это восстание получило название Крестьянской войны, а сам Пугачев — ее выдающимся руководителем и организатором.

*