Российские машины подорожают на 10%
С 1 января 2005 года в России начнет действовать экологический стандарт «Евро-2» для новых автомобилей. Это значит, что затраты автопроизводителей на каждую машину вырастут на несколько сот долларов. Инициатором ужесточения экологических требований стало Минпромэнерго РФ. Вчера оно отправило в Минфин и МЭРТ проект соответствующего постановления. Между тем российские автопроизводители уже два года готовятся к новым правилам и под предлогом «Евро-2» за это время успели несколько раз поднять цены на свою продукцию. Наступление нового года — еще один повод. В итоге российские «ИЖи», «Волги» и вазовская классика подорожают еще на $200-1000.
Автопроизводители пугают общественность новым экологическим стандартом «Евро-2» уже два года. Еще в 2002 году стало известно о предстоящем ужесточении норм. Автозаводы не теряли времени даром и с тех пор успели уже несколько раз поднять цены на машины, прикрываясь «Евро-2» и новыми стандартами качества. Теперь они гордятся тем, что экологичные машины уже давно выпускаются. Но цены все-таки поднимают еще раз, накануне введения «Евро-2».
Как сообщили «Известиям» в Минпромэнерго, в течение недели проект постановления «О повышении экологической безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РФ» должен пройти окончательные согласования в заинтересованных министерствах. До конца года новый регламент будет подписан и с 1 января вступит в действие.
«Автомобили десятого семейства и «Самары» давно уже выпускаются в комплектации с двигателями, соответствующими нормам токсичности «Евро-2», — рассказали «Известиям» в пресс-службе «АвтоВАЗа». — Если с нового года в России будет введен этот стандарт, мы будем переводить на новые двигатели и семейство заднеприводных автомобилей. Уже сейчас значительная часть LADA 2107 выпускается с 1.6-литровыми инжекторными двигателями. Понадобится — переведем производство на стопроцентный выпуск таких автомобилей».
На Горьковском автозаводе также не испытывают технических проблем. «До официального введения требований «Евро-2» мы не были готовы нести дополнительные расходы по переводу нашей продукции под новый стандарт, — заявил Олег Гамов, руководитель пресс-службы «ГАЗа». — Однако еще в сентябре «ГАЗ» выпустил пилотную партию «Волг» и «Газелей», соответствующих новым нормам токсичности». Готовы перейти на новый стандарт и на автозаводах группы «СОК», в частности на «ИЖ-Авто». «С нового года мы начнем выпускать автомобили с инжекторными двигателями вместо карбюраторных, — говорит Алексей Офицеров, вице-президент группы «СОК».
На самом деле для того чтобы машина соответствовала требованиям «Евро-2», нужно немного — небольшое усовершенствование двигателя, установка электронной системы впрыска топлива и нейтрализатора вредных выбросов. Однако эти «мелочи» автопроизводители оценивают почти в одну пятую стоимости машины.
На «ГАЗе» пока официально не подтверждают готовящееся увеличение цен на свою продукцию. Единомоментного подъема цен на новые «Волги» и «Газели» может и не произойти, однако Олег Гамов уверен, что введение новых экологических норм в итоге все равно скажется на цене новых автомобилей. Модернизация «Волги», по разным оценкам, обойдется потребителям в дополнительные $300-900 на каждый автомобиль. На «АвтоВАЗе» также уверены, что их автомобили, несомненно, подорожают, но ненамного. Повышение цен коснется в первую очередь семейства заднеприводных автомобилей, которое придется полностью переводить на новые стандарты. По независимым оценкам, вазовская «классика» может подорожать на $200-300.
Единственным отечественным предприятием, где «Известиям» назвали точные цифры, стал «ИЖ-Авто». По словам Алексея Офицерова, замена на конвейере карбюраторных систем впрыска на инжекторные приведет к удорожанию каждого автомобиля в среднем на $500. Однако даже эти оценки носят весьма приблизительный характер. По опыту других стран, ужесточавших экологические нормы токсичности, с их введением автомобили дорожают не менее чем на 10-20%.
*