Окрыляющая концепция. Областные власти способствуют тому, чтобы самарский «Авиакор» стал членом большого кооператива российских самолетостроителей("РГ")
Кажется, российское правительство нашло ответ на вопрос, что делать с отечественной авиационной промышленностью. Ответ этот сформулирован в Концепции создания объединенной авиастроительной компании. Только что этот документ по инициативе губернатора Самарской области Константина Титова оценили руководители ряда местных предприятий отрасли.
Открывая обсуждение, К. Титов отметил, что авиационный кластер является одним из ключевых в развитии отечественной экономики, а потому предприятия авиакосмической отрасли более других нуждаются в притоке инвестиций, в совершенствовании структуры их управления. Одно из наиболее эффективных и уже проверенных практикой решений проблемы — создание крупных авиастроительных корпораций и холдингов. Именно такой путь и заложен в предложенной правительством России Концепции.
Проект предполагает объединение вокруг конструкторского бюро (Илюшина, Туполева, Сухого и т.д.) сборочных заводов и производителей комплектующих. Идея хороша, но владельцы заводов хотят знать, на каких условиях состоится такое объединение.
Губернатор полагает, что создание холдинга возможно на базе самарских предприятий, включая «Авиакор-Авиационный завод», ОАО «Моторостроитель», ОАО «Гидроавтоматика», ЗАО «Самарская кабельная компания», руководители которых приняли участие в обсуждении этой темы, злободневность и социальная значимость которой подтверждались и присутствием здесь руководителя областной Федерации профсоюзов.
В свое время, когда подобные комплексы формировались в Казани, Ульяновске, других «самолетостроительных» городах, самарский «Авиакор» находился в трудной ситуации, а потому выпал из планов КБ. Отчасти поэтому, когда усилиями новой управленческой команды и при активной поддержке областных властей завод удалось вывести из пике, предприятие пошло на кооперацию со своими харьковскими коллегами. Самолет Ан-140, детище КБ Антонова, должен пополнить стремительно стареющий парк Ан-24.
На вопрос корреспондента «РГ». не скажутся ли политические события в Украине на будущем этого проекта, в областном министерстве промышленности ответили, что «Авиакор» уже имеет лицензию на производство Ан-140, а около 70 процентов комплектующих для него поставляют российские, в том числе и самарские, предприятия.
Другими словами, существуют все объективные предпосылки для объединения в холдинг, гарантирована и всесторонняя помощь в этом деле региональных властей. Дело за малым — выяснить, какие предприятия войдут в этот большой кооператив, кто будет производить оценку их собственности, на какой основе следует выстраивать управленческую структуру будущего консорциума. Пока ответы на эти вопросы не получены, «Авиакор» продолжит подготовку к серийному производству Ан-140. Первый самолет, по словам председателя совета директоров завода Сергея Лихарева, будет поставлен на крыло в феврале будущего года.
В ходе совещания была достигнута договоренность о разработке механизмов взаимодействия государства и бизнеса в авиастроении на областном уровне. По словам К. Титова, в бюджете 2005 года будут предусмотрены средства на поддержку развития авиационной отрасли.
— Представленная концепция показывает недостатки в развитии отечественного авиастроения, но не предлагает выхода. Поэтому сегодня нам самим приходится искать выход из сложившейся ситуации. Если есть машина, востребованная на рынке, то тогда мы должны соединить свои усилия для организации серийного выпуска этой машины и сделать ее как можно доступнее для потребителя. Я рад, что директора крупнейших наших авиационных предприятий поддержали нас. Объединение рос. авиастроительных предприятий в корпорацию более чем реально, но подходить к этому вопросу нужно крайне осторожно. Надеюсь, что наши рекомендации в концепции создания объединенной авиастроительной компании будут учтены, — отметил губернатор.
Глеб Долгополов
«Российская газета» № 265 (3642) от 30.11.2004.
*