В ОАО «РЖД» состоялось заседание Правления. На повестку дня был вынесен актуальный вопрос создания в структуре ОАО «РЖД» пригородных пассажирских компаний. Сейчас Куйбышевской железной дорогой решаются вопросы организации подобных пригородных компаний в регионах своего присутствия.

ОАО «Российские железные дороги» до конца 2006 года планирует завершить создание компаний пригородных перевозок во всех регионах, где работает «РЖД». Создание компаний пригородных перевозок завершится раньше, чем создание аналогичных компаний дальних пассажирских перевозок (создание последних планируется завершить в 2007-2008 годах). Главной задачей пригородных перевозочных компаний является обеспечение необходимого объёма пассажирских перевозок, выполнение социального заказа, расширение сферы транспортных услуг для населения и организаций края.

По словам президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева, выход на безубыточность пассажирских перевозок является одним из главных в процессе реформирования железных дорог России. Убытки от пригородных перевозок складываются из нескольких факторов. Во-первых, себестоимость проезда в пригородном жд-транспорте и цена, которую платит пассажир за билет, различаются на несколько процентов. Понимая социальную роль пригородных перевозок ОАО «РЖД» берет с пассажира меньше, чем стоит проезд на самом деле. Во-вторых – в настоящее время услугами пригородных электричек пользуется большое количество льготников, расходы за проезд которых во многом так же ложатся на плечи железнодорожников. Кроме того – пассажиры, обязанные платить за свой проезд, делают это отнюдь не добросовестно.

Во многих областях выплату выпадающих доходов РЖД берут на себя субъекты РФ, однако даже выплаты из региональных бюджетов не покрывают полностью сумму ущерба. Так например, в 2004 году Самарская область заложила в бюджет 52,5 млн. рублей на погашение убытков Кбш ЖД от пригородных перевозок. Правительство области выполнило свои обязательства – в октябре сумма была полностью перечислена на счет Кбш ЖД. Однако на практике эти деньги в лучшем случае покрывают 1/3 убытков магистрали от пригородных перевозок – к концу 2004 года сумма ущерба составит около 194 млн. рублей. По прогнозам на следующий год, убытки Кбш ЖД по Самарской области еще возрастут. Заложенные в проекте бюджета губернии 2005 года 56,5 млн. рублей снова не покроют этих расходов.

Таким образом, создание пригородных компаний (в форме дочерних предприятий ОАО «РЖД») при долевом участии дорог, администраций регионов и бизнес структур становится единственным вариантом взаимовыгодного взаимодействия в сфере пригородного железнодорожного движения.

Напомним, к завершению первого этапа реформирования, 2003 году, на сети железных дорог уже было создано 9 служб пригородного хозяйства, 35 пригородных дирекций и 2 отдела пригородных перевозок. В настоящий момент уже организованы 4 пригородные компании:

— ОАО «Алтай-пригород», участники: ОАО «РЖД» и администрация Алтайского края;

— ОАО «Кузбасс-пригород», участники: ОАО «РЖД» и администрация Кемеровской области;

— ОАО «Экспресс-пригород», участники: ОАО «РЖД» и администрация Новосибирской области;

— ОАО «Омск-пригород», участники: ОАО «РЖД» и администрация Омской области.

На прошедшем вчера заседании Правление РЖД» одобрило бизнес-планы создания еще двух пригородных пассажирских компаний «Экспресс Приморья» на Дальневосточной железной дороге и «Центральной пригородной пассажирской компании» на Павелецком направлении Московского железнодорожного узла. Как отметила в ходе прошедшего заседания вице-президент ОАО «РЖД» Анна Белова, создание пригородных компании позволит подготовить законченный баланс предприятия, самостоятельно распоряжаться выручкой от продажи билетов, направлять её на развитие комплекса с максимальной эффективностью, что является основополагающими факторами успешного динамичного развития производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Сейчас Куйбышевской железной дорогой решаются вопросы организации подобных пригородных компаний в регионах своего присутствия. Создание коммерческих пригородной компании с долевым участием Кбш ЖД, администраций регионов и бизнес структур станет оптимальным решения проблемы убыточности пригородных перевозок. В настоящее время в ОАО «РЖД» проходит экспертную оценку пакет документов по созданию дочерней компании в Республике «Башкортостан», на завершающем этапе – и формирование бизнес-плана по организации компании «СамараТрансПригород», сообщает пресс-служба КбшЖД.

*