С 1-го января 2006 г. вступает в действие новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с муниципальной реформой уменьшится финансовая база муниципалитетов, но в то же время увеличится их ответственность. И местным органам власти придётся работать эффективней, больше прислушиваться к мнению населения. Методы работы с гражданами развиваются уже десятки лет за рубежом и получили название методы консультаций с общественностью.

Часть российских муниципалитетов уже приступила к осуществлению муниципальной реформы. Например, в Новосибирской области с 1 января 2005 года вводится новая система муниципальных образований. Для этого сейчас перерегистрируются уставы, организуются выборы глав муниципальных образований и депутатов Советов, формируются бюджеты новых муниципалитетов. И всё это происходит в условиях дефицита бюджета области, новых обязанностей по оплате льгот населения и снижения полномочий.

Эта ситуация кажется безысходной – необходимо финансировать многие статьи бюджета, а средств нет. Но выход есть – необходимо привлекать самих горожан к решению местных проблем. Когда население сотрудничает с властями, многие вопросы решаются намного проще. Можно вкладывать огромные суммы в борьбу с наркоманией, а можно сотрудничать с горожанами и совместно решать эту проблему. Можно каждый год терять деньги на неэффективных ЖЭКах, а можно отдать эти же ЖЭКи в собственность территориальным органам самоуправления, которые смогут навести там порядок!

Как же заинтересовать население и попросить его помощи? Такие механизмы существуют, и они уже десятки лет разрабатываются в Европе и США. Например, только в Великобритании используется более трёх десятков методов консультаций с общественностью (публичных консультаций), таких как воркшоп, жюри граждан, форумы граждан. И они действительно позволяют добиваться потрясающих результатов!

Метод «форум граждан» заключается в проведении встреч с представителями общественности, обсуждения насущных проблем и разработки совместной программы действий. Когда граждане знают, что муниципалитет делает то, что нужно, они с удовольствием поддержат работу властей. Приведу лишь один пример использования этого метода.

Бекслей в 1996 году был одним из самых опасных районов Лондона, в котором постоянно угоняли машины, совершали грабежи. В 1998 году в Бекслей был создан Совет по безопасности сообщества, целью которого было снижение преступности и беспорядков в районе. Для того, чтобы привлечь общественность, прежде всего провели форум граждан, в котором приняло участие 150 человек. На форуме обсудили проблемы местного сообщества в сфере борьбы с преступностью и возможные пути их решения. После этого жителям разослали буклет, в котором рассказали о работе создаваемого Совета и провели двухдневное мероприятие «Ваш голос», в котором могли принять участие все жители района и высказать своё мнение о преступности.

По итогам этих мероприятий сформировали рабочую группу Совета по безопасности сообщества, в которую вошли полицейские, сотрудники муниципалитета и представители граждан. Рабочая группа встречалась каждую неделю и разработала стратегию на 3 года по снижению преступности в районе.

Стратегия оказалась чрезвычайно успешной, потому что пользовалась поддержкой всего населения. Если в 1996 году до появления Совета только 22% горожан считало, что они чувствуют себя безопасно в тёмное время суток, то после реализации стратегии таких людей уже было 93%. Удалось значительно снизить преступность в районе, что видно на примере следующих цифр (по итогам с сентября 2001 по июнь 2003 года):

— угон машин снизился на 29%

— вандализм на 20%

— уличные грабежи на 85%!

И методы консультаций с общественностью завоёвывают всё большую и большую популярность в Англии. Ниже приведен график, который показывает, сколько муниципалитетов использовало различные методы консультаций с общественностью в последние годы (все эти методы не используются в России).

К сожалению, в России мало организаций, которые обучают публичным консультациям. Могу назвать лишь Леонтьевский центр, который изучает стратегическое планирование в городах, в частности, вовлечение общественности в разработку стратегий, и Новосибирскую школу гражданского общества (НШГО), обучающую специалистов российских муниципалитетов консультациям с общественностью.

На сайте НШГО (http://nscs.ru) есть информация о том, как работают с общественностью в российских городах. Наши органы местного самоуправления используют те методы, которые можно реализовать своими силами. Это, конечно, «горячие линии», общественные приёмные, реже опросы и фокус-группы. Чтобы подогреть интерес самого населения, администрации освещают свою деятельность в СМИ, рассказывают о принятых решениях.

В последнее время, все большее число муниципалитетов общаются с населением через интернет-сайты, публикуют на нём решения властей, информацию о проведённых мероприятиях, проводят опросы. Используются и новые методы. Например, в Нижнем Новгороде у мэра Вадима Булавина в кабинете стоит web-камера, и каждый посетитель сайта городской администрации может увидеть, чем занимается их глава. Конечно, такое общение хорошо, но в России лишь 10% населения имеет доступ к интернет.

В городе Волжском Волгоградской области в самых посещаемых местах города мэрия установила 150 информационных досок и еженедельно размещает на них информацию о своей работе. Конечно, работают и с телевиденьем, и с газетами, но сам метод «информационных досок» (который, кстати, был и в советские времена!) очень интересен.

Работа с населением – важнейшая задача муниципалитетов. Для властей это – лучший способ показать гражданам, что о них заботятся и ещё один шанс выиграть следующие выборы. Для населения это – возможность повлиять на местную политику и отдать «свой голос». А в целом – возможность поработать вместе населению и власти, потому что в одиночку нельзя решить все проблемы.

Но если взглянуть на муниципалитеты в России и в Европе, то перед нами предстанет странная картина. Вроде и там, и там одни и те же отделы, работают одинаковые специалисты по связям с общественностью, но вот занимаются они разными вещами. Если цель российских муниципалитетов – построить себе хороший имидж, то европейских – удовлетворить потребности населения. И пока наши местные власти не согласятся, что нужно работать вместе с населением, муниципальная реформа будет буксовать. Конечно, нельзя просто взять методы европейцев и пересадить их к нам. Но не надо бояться учиться. Не надо бояться спрашивать мнение населения. Не надо бояться работать вместе с горожанами.

Мельников Леонид

Консультант НШГО

(Некоммерческая организация «Новосибирская Школа Гражданского общества»)

*