Полезную информацию о компании можно почерпнуть на собеседовании

Среднестатистический российский менеджер среднего звена, по данным компании “Анкор”, меняет работу раз в два года. Умение проходить собеседование с потенциальным работодателем становится важным профессиональным навыком. Но многие по-прежнему считают главным умение произвести впечатление на собеседника. Увлекаясь тем, как бы понравиться компании, кандидаты часто забывают оценить, насколько сам работодатель отвечает их требованиям.

Исследование RosExpert и “ЭКОПСИ Консалтинг”, посвященное брэнду компании как работодателя, выявило, что лишь 1,4% опрошенных менеджеров среднего звена считают значимой информацию о внутреннем укладе в компании, полученную на собеседовании. Соискатели мало доверяют тому, что слышат во время интервью с потенциальными работодателями. И это понятно: в собеседовании с кандидатами всегда есть элемент агитации, представители компании ярко описывают достоинства работы в компании и умалчивают о ее недостатках.

Однако действительность может оказаться иной. Многие сотрудники, как выявило исследование “ЭКОПСИ” и RosExpert, переживают разочарование при переходе на новое место работы. Эксперты считают, что соискатели часто виноваты в этом сами, и рекомендуют не забывать задавать на собеседовании вопросы.

Будьте внимательны

Собеседование не только первое официальное посещение компании, но и возможность определить, насколько верно представление кандидата о корпоративной культуре, сложившейся в организации. Все, с чем сталкивается соискатель во время интервью, так или иначе характеризует компанию. Для начала нужно понаблюдать за тем, что происходит в офисе, как ведут себя секретарши, что они обсуждают. Полезно обратить внимание на то, как выглядят сотрудники, если есть возможность, заглянуть в курилку или столовую, попросить показать офис, где можно оценить размер личного пространства.

Многие компании, желая изолировать соискателя от ненужной информации, проводят собеседования вне офиса. И это может быть сигналом, что компания не желает до поры до времени показывать соискателю реальное положение дел. “Я переходил из одной английской компании в другую и ожидал увидеть примерно похожую картину, — рассказывает директор по маркетингу компании “АльфаСтрахование” Евгений Белобородов. Собеседование проходило вне офиса, я разговаривал с двумя англичанами, они произвели на меня очень хорошее впечатление. Но когда я вышел на работу, все, что я увидел, можно определить только словом “совок”. Чтобы избежать подобных историй, считает Белобородов, необходимо заранее пообщаться с теми людьми, с которыми придется работать.

Нужно обращать внимание на то, где проходит собеседование и как оно проходит. Менеджер, ведущий собеседование, точно такой же сотрудник, и то, как он ведет себя, может многое рассказать о компании. “Не важно, насколько вам понравился рекрутер, — считает директор по персоналу Schwarzkopf & Henkel Надежда Чубарова. — Главное, насколько человек удовлетворен своей работой”.

Правда, компании далеко не всегда позволяют кандидатам приподнять завесу. Владелец маркетинг-бюро “Советы постороннего” Андрей Козлов рассказал, что однажды перед собеседованием его попросили заполнить трехстраничную анкету, в которой вместе со стандартными вопросами просили сообщить о своем типе темперамента. “Я попросил встречи с директором по персоналу, прежде чем заполнять анкету, показавшуюся мне странной, — рассказывает Козлов. — Тогда мне сказали, что я могу быть свободен”.

Интервью наоборот

“Очень немногие кандидаты используют интервью, для того чтобы получить ответы на свои вопросы от представителя компании-работодателя, — считает консультант-психолог компании «Анкор» Вера Александрова. — А между тем можно и нужно проводить интервью «наоборот» и попробовать задавать представителю компании те же вопросы, которые задают на интервью соискателю”.

Правильно и вовремя заданные вопросы могут многое рассказать о работодателе. “Первое, что необходимо узнать во время интервью, — как возникла вакансия, — советует Вера Александрова. — Стоит узнать, пошел ли человек на повышение или умер от усталости”. Можно задать вопросы о предшественнике: за что приняли сотрудника, что являлось его лучшими качествами.

Главное — задавать вопросы вежливо, не создавая у интервьюера впечатление допроса. “Если вы зададите вопрос о корпоративной культуре, то HR-менеджер сам расскажет вам о том, как компания заботится о сотрудниках, это избавит вас от необходимости задавать неприятный вопрос о социальном пакете, — считает руководитель проекта HRM в консалтинговой компании Begin Group Анастасия Каслина. — Если же на вполне конкретные вопросы вам отвечают недостаточно открыто, то стоит сделать выводы”.

Не спешите с выводами

Агентство Reed Consultancy (Великобритания), сотрудники которого в этом году провели опрос среди 4400 английских служащих, выяснило, что на собеседовании соискатели сталкиваются с интересными вещами. Интервьюеры проводят собеседование в темных очках, общаются по телефону, а один из опрошенных рассказал об интервью, во время которого ел бутерброд.

Их российские коллеги временами ведут себя не менее странно. Но эксперты предупреждают: не все так просто, как кажется. “Хороший HR-менеджер, задавая вопросы, выясняет не только то, о чем спрашивает напрямую, — рассказывает Каслина. — У соискателя могут спросить, насколько он трудолюбив, и во время рассказа попытаться понять, на основе чего кандидат оценивает себя”. При этом совершенно не важно, объясняет Каслина, что кандидат ответил на поставленный вопрос. Именно поэтому для оценки соискателей работодатели часто устраивают своеобразные испытания, помогая им “продемонстрировать свои уникальные качества”.

Однако точно с таким же успехом вопрос об оценках в школе может оказаться попыткой заполнить паузу в разговоре, а “шоковое интервью” — обыкновенным хамством. “Одного из кандидатов, нашедших вакансию с помощью нашей компании, на собеседовании попросили составить план эвакуации сумасшедшего дома, — рассказывает Вера Александрова. — Если учесть, что это был технический специалист, то понять логику интервьюера становится трудно”. По мнению Александровой, использование стресс-интервью имеет смысл не всегда. “Человек может быть находчив и остроумен, но это не значит, что он хороший специалист”, — объясняет она.

В случае если вы стали жертвой неудачного интервью, специалисты советуют не торопиться с выводом о том, что компания вам не подходит. “Мог произойти сбой во внутренних коммуникациях самой компании, — считает Каслина. — Например, запрос руководителя может быть неправильно истолкован. Менеджер может просто сорваться на соискателе из-за нерасторопности коллег”. Конечно, продолжает Каслина, возникновение такой ситуации кое-что сообщает о компании, но не стоит делать далеко идущих выводов.

“Перед поиском работы полезно выстроить цепь ключевых ожиданий. Вряд ли приятный HR-менеджер будет стоять в этом списке на первом месте, — считает консультант «ЭКОПСИ Консалтинг» Вероника Луцкина. — Поэтому не стоит принимать окончательное решение только на основании первого впечатления от специалиста по кадрам”.

Даже у хорошей компании может быть плохой менеджер и неотлаженные механизмы оценки соискателей. Чтобы прояснить ситуацию, считает Каслина, нужно вновь позвонить в тот отдел, который приглашал соискателя на собеседование, и попросить прокомментировать ситуацию. Можно впрямую спросить интервьюера о том, намеренный ли это прием или такая манера общения, считает Луцкина. В любом случае специалисты рекомендуют с терпением и умением пройти все процедуры, а уже затем анализировать свои ощущения.

Юлия А. Васильева

«Ведомости» № 220 (1260) от 30.11.2004

*