Концерт культовой немецкой группы Rammstein в Москве обернулся крупным скандалом: организаторы проявили неуважение к работе московских СМИ, отказав в аккредитации почти всем столичным изданиям. Менеджмент группы был настолько шокирован русскими промоутерами, что вынужден был вмешаться в работу с прессой. Случай в концертной практике беспрецедентный.

Водитель пожарной машины, спрятавшейся в левом крыле спорткомплекса «Олимпийский», все три часа концерта «рамштайнов» нервно поглаживал баранку своего «пылесоса». При неудачных раскладах он мог бы спасти мир, но немецкая техника сбоев не дала. В самом спорткомплексе действительно бушевали гром и молнии. Жесткий звук «нового немецкого металла» сотрясал трибуны. Его сопровождали беспрерывные взрывы, фейерверки и летающие по залу стрелы. «Сигары» музыкантов исторгали пламя метров на десять, огонь бушевал по всему периметру сцены, огромные газовые горелки зажигались от удара по гитарным струнам, снопы из искр падали прямо на голову вокалиста. Все это могло показаться настоящим стихийным бедствием, если бы зрители не были уверены, что «конец света» не что иное, как часть шоу культовой группы. Индустриальные декорации напоминали завод. Барабанщика посадили на трехметровую высоту, лицо и торс басиста были выкрашены в цвет бетона, клавишник надел каску, шорты и женские гольфы, повесил свой инструмент на шею, черные штаны вокалиста Тилля Линдеманна удерживали подтяжки на голое тело. Стиль «умри все живое» приковал шокированную публику к креслам. Зрители молча открывали рты и отвечали на адское пламя фейерверков робким светом зажигалок.

Под одну из песен Линдеманн, повернувшись спиной к зрителям, выстрелил огненной стрелой по сценическому заднику. Стрела «отскочила», размножилась в нескольких экземплярах, и те с бешеной скоростью полетели в зрительный зал. 15-тысячный «Олимпийский» еще не успел перепугаться, как стрелы «поймала» специальная вышка-мишень в центре зала.

Группа Rammstein, рожденная в пролетарских районах восточной Германии, была бы обречена на успех даже без своих уникальных шоу. При том, что на рынке хард-рока и тяжелого металла довольно жесткая конкуренция, Rammstein появился в нужное время в нужном месте и очаровал своей музыкой широкие массы любителей музыки «погорячее». Сочетание жесткого индустриального саунда с немецким языком дало потрясающий эффект. Когда же к работе с группой подключились немецкие гуру по работе со светом и пиротехникой, коллектив стал одним из самых дорогих в мире. Российские пролетарии не могут себе позволить выложить 4 тысячи рублей за стоячий партер. Поэтому в числе зрителей преобладали вполне респектабельные граждане. На этот раз немцы привезли для нас специальную русско-немецкую песню Moscau, которую в свое время хотели записать с «Тату». На минувшем концерте русский женский вокал воспроизводили три девицы, наряженные пионерками. Гордо бравируя 10-сантиметровыми юбочками из черного латекса и рубашками, завязанными на груди, они управляли залом: «Пионеры там и тут песни Ленину поют».

Музыканты, отработавшие сложнейший концерт на одном дыхании, вместе со своей многочисленной командой помощников, заслужили самые высокие оценки. В отличие от московских организаторов концерта – компании T.C.I. На протяжении вот уже нескольких лет эти господа демонстрируют показательно пренебрежительное отношение к столичным СМИ и отказывают в аккредитации. Видимо, статус своих концертов для них не более чем закрытое корпоративное мероприятие. Странную политику T.C.I. до последнего времени объяснял «западной практикой» работы. Однако на этот раз жалобы на фирму стали поступать в звукозаписывающий гигант Universal, который выпускает и продает по всему миру альбомы Rammstein. По данным «НИ», T.C.I. не предоставил билеты даже руководству московского филиала Universal на собственного же артиста. В 17-тысячном зале у «западных» менеджеров не нашлось ни одного лишнего места. Лейбл, в отличие от журналистов не привыкший к роли половика, связался с менеджментом группы. Когда администрации Rammstein сообщили, что концерт не будет освещен московскими СМИ, а если и будет, то ничего хорошего журналисты написать не смогут, те схватились за голову: у группы на носу мировой тур и только-только вышел новый альбом, а Россия, особенно с учетом песни Moscau, – один из приоритетных рынков. Вопрос с аккредитацией был решен оперативно, в обход «западных методов» T.C.I.

Во всем мире шоу-бизнес держится именно на прессе, именно ей во многом обязаны своими взлетами и падениями проекты Голливуда, звезды поп-рок-музыки. От профессиональной оценки музыкальных критиков зависит карьера театральных артистов и академических музыкантов, а от мнения литературных гуру – будущее писателей и поэтов. Об этом в компании T.C.I. стараются не думать, ибо на деле они не задумываются о репутации тех, кого приглашают в нашу страну. Они просто проплачивают рекламу и извлекают из концертов прямую прибыль. «Нам все равно, что вы о нас напишете», – заявляют они журналистам. В T.C.I., что удивительно, есть даже должность пресс-секретаря, в функции которого входит вежливое отфутболивание прессы.

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

«Новые Известия»

30.11.04

вторник

«Новые Известия»

*