«Дикая собака Динго», «Я шагаю по Москве», «Журналист», «По семейным обстоятельствам», «Суета сует», «За спичками», «Портрет с дождем», «Любить по-русски», «Человек с бульвара Капуцинов»… У Галины Александровны Польских более ста ролей в кино.

– Галина Александровна, не принято спрашивать женщин о возрасте даже в день рождения. Любовь Орлова, например, говорила: «Мне никогда не будет больше 39 лет»…

– К собственному возрасту я отношусь спокойно. Я с ним дружу. Главное – согласие с самой собой и мир в душе. Я сама с собой лажу. Конечно, знаю, что выгляжу моложе, но ничего особенного для этого не делаю. Никаких там хирургических операций или подтяжек. Вот в кабинет к косметологу могу иногда заскочить или крем какой-нибудь хороший купить. Молодой меня делают мое жизнелюбие и желание работать. Когда мне предлагают интересную роль, то все морщинки тут же разглаживаются.

– Первая ваша роль – Таня Сабанеева в «Дикой собаке Динго». А как вы попали в кино?

– Из-за бабушки. Мой папа погиб в самом начале войны, а потом от неизлечимой болезни умерла мама. Бабушка оформила на нас с братом опекунство, и мы поселились в восьмиметровой полуподвальной комнатке на Сретенке. Бабушка мыла полы в магазине рядом с нашим домом. Жили мы бедненько, годы-то были послевоенные. После школы я хотела пойти работать, но она не пустила: «Пока мои ноги ходят, учись». И тогда я стала думать, как же обрадовать свою бабулю. Кем мне стать, чтобы мы жили богато и она покупала все, что хочет, чтобы оделась красиво? О, ну конечно же, артисткой! Мне казалось, что актриса – это какое-то неземное существо. Что они и спят не так, и не то едят, что у них все – все сказочное и чудесное… Случайно узнала про ВГИК. Нашла. Прихожу, а там никого, кроме вахтерши. Она мне здорово помогла с выбором басни. На экзаменах все читали затасканные и избитые «Заяц во хмелю» и «Ворона и лисица», а я выучила «Цветы». И меня приняли на первый курс к Михаилу Ромму.

– Ваша мечта о красивой и сказочной жизни сбылась?

– Это была мечта наивной дурочки. Все оказалось не так денежно и гораздо сложнее. Хотя мне жаловаться грех. Я сыграла столько замечательных ролей!

– О вас говорят как об актрисе из народа…

– Мне это очень приятно. Так считают не только наши режиссеры. Например, Анджей Пиотровский, который снял меня в своей картине «Дорожные знаки», на вопрос, почему он меня пригласил, ответил, что ему нужна актриса из жизни…

– Если бы вдруг появилась такая возможность, хотели бы вы изменить что-нибудь в своей творческой судьбе?

– Пожалуй, нет. А вот в личной – была бы и серьезнее, и мудрее.

– Вы ведь рано вышли замуж?

– Я училась на первом курсе ВГИКа, когда познакомилась с третьекурсником, студентом режиссерского факультета Фаиком Гасановым. Мы поженились, родилась дочь Ирада. Фаик был необыкновенный человек – умница, эрудит. Собирал редкие пластинки, книги, интересовался живописью. Он читал мне Ахматову, Цветаеву, Сашу Черного, Андрея Белого… Я робела перед ним и боялась лишний раз рот раскрыть, чтобы не разочаровать. Из-за ребенка я не могла продолжать занятия, хотя очень хотела. Взяла академический отпуск. Моя подруга – однокурсница Люся Абрамова, будущая жена Владимира Высоцкого, опасалась, что я запущу учебу, и всячески мне помогала. Когда через год я вернулась во ВГИК, меня, к большой моей радости, взяли к себе на курс Сергей Герасимов и Тамара Макарова. А попасть к Герасимову было ох как трудно!

– Люся с Владимиром Высоцким и вы с Фаиком дружили семьями?

– Мы были в приятельских отношениях. Я гуляла на их свадьбе. На дни рождения мы дарили подарки их детям, а они – нашей Ираде. Фаик иногда приводил Володю к нам в дом: муж записывал на бобины первые песни Высоцкого. Мы тогда уже переехали на Ленинский проспект – получили 16-метровую комнату в коммуналке. Бабушке Володя не нравился: ей казалось, что так петь умеют все. Она постоянно ворчала на нас из-за нашего гостя. А Фаик не уставал повторять, что Володя гений.

– А с Шукшиным ваш муж не был знаком?

– Был. И отзывался о нем восторженно. А я Васю панически боялась, потому что он ходил всегда в военной гимнастерке, галифе, сапогах, желваки играли на скулах… Фаик и в этом случае меня уверял, что мы станем гордиться этим человеком.

– Сейчас вы с Люсей Абрамовой и детьми Высоцкого совсем не общаетесь?

– Близкие отношения закончились, когда Володя встретил Марину Влади. Помню, он прилетел от нее из Парижа – в белых брюках, в новом заграничном свитере, с красивой модной стрижкой. Влюбленнный и счастливый. Таким я его раньше не знала… А потом Фаик трагически погиб при съемках в Одессе. Тяжелое наступило время…

– Именно тогда за вами начал ухаживать режиссер Александр Сурин, сын директора «Мосфильма»?

– Я не хочу много рассказывать об этом периоде своей жизни. Я попала в очень обеспеченную семью. Кремлевские врачи, кремлевские пайки… В шикарной квартире Суриных бывали иностранцы. Но я не могла выносить неприятной для меня атмосферы этого дома и через год ушла. А через несколько месяцев родилась Маша. Ирада тогда жила у моей прежней свекрови. Мама Фаика очень ее любила и всю жизнь мне помогала.

– А сегодня с вами рядом есть близкий человек? Считаете ли вы, что любимый мужчина должен быть у женщины (тем более у актрисы) в любом возрасте?

– Конечно, это дает подъем – импульс к жизни и творчеству. Но, увы, я никем сейчас не увлечена. Поклонники-то, может быть, и есть, но они как-то мало меня интересуют. Зато со мной рядом две любимые дочки и внук Филипп.

– Кто, кроме свекрови, поддерживал вас в трудные минуты? Есть у вас друзья?

– Я 40 лет дружила со своей соседкой Зиной, два года назад ее не стало. Мы понимали друг друга с полуслова. Зина помогла мне вырастить моих детей. Другой такой подруги, конечно, уже не будет.

– Как вы боретесь со стрессами, с плохим настроением?

– Пока идут съемки, никакие стрессы не страшны. Стресс – это когда – хлоп! – осталась без работы. Тогда читаю, гуляю, хожу по магазинам. Покупаю себе какую-то ерундистику из одежды и радуюсь. Заходим с дочками в какое-нибудь красивое кафе, сидим там, беседуем. Вот как-то так проводим время. Летом – на даче… А потом, смотришь, снова съемки.

– Вы снимались у самых знаменитых режиссеров, среди которых Сергей Герасимов, Евгений Матвеев. Что дало вам общение с ними?

– Даже просто учиться у Сергея Аполлинариевича и его жены Тамары Макаровой – огромное везение. А после института они еще специально с меня и для меня написали роль Шурочки Окаемовой в фильме «Журналист». С Шурочкой у меня действительно было много общего: сиротство, грусть, какая-то внутреняя зажатость… Наверное, поэтому и роль удалась. После нее обо мне заговорили.

Евгения Матвеева я тоже часто вспоминаю с благодарностью и теплым чувством. Это был редкой души человек. В начале девяностых многие актеры оказались не у дел. А Евгений Семенович сказал: «Ребята, почти бесплатно, но давайте делать кино». Условия, в которых снимался фильм «Любить по-русски», действительно были ужасными. Даже камеры нормальной не смогли достать – какая-то поломанная рухлядь… Съемки шли в Обнинске, весь город принимал в них участие. И дома свои для съемок предоставляли, и коров, и наряды деревенские тащили… И денег за это не просили. Вторую серию мы сняли по просьбе народа и на собранные им деньги…

– Во время перестройки многие из актеров 60-70-х остались невостребованными. Вас этот процесс практически не коснулся. А за последнее время вы снялись одновременно во многих фильмах и сериалах. Летом вышел на экраны фильм «Русское» по романам Лимонова, по телевидению идут «Холостяки», в работе «Доктор Живаго»…

– Конечно, не все сценарии равноценны. Но я считаю, что главное – честно работать. Может быть, мне просто везет на хорошие роли. Я сочувствую тем своим коллегам, которые годами ждут достойного предложения. Кино есть кино. Часто оно, как кот в мешке, но никакой антрепризой его не заменишь. Кино – это известность, популярность… Порой и я от чего-то отказываюсь. Недавно отвергла 90-серийный сериал, хотя могла получить неплохой гонорар. Надоели долгоиграющие проекты. Зато выбрала «Живаго» Прошкина – там серьезный материал и хорошие актеры. У меня в этом фильме небольшая, но сложная роль. Я одна играю трех сестер: первая замужем за управляющим, вторая работает в библиотеке, а третья – монашенка.

– Порой вас можно увидеть и в рекламных роликах. Комплексов по этому поводу не испытываете?

– Зарабатывать деньги не стыдно. Если кто-то считает, что сниматься в рекламе легко, то ошибается. Это – труд. Ну а за продукты, которые я рекомендую и расхваливаю, мне и вовсе не приходится краснеть. Их качество я проверяю лично на себе.

– Насколько мне известно, Галина Александровна, в антрепризе вы тоже только что поучаствовали.

– Это был мой дебют. Спектакль «Держись, Голливуд!» собирал огромные залы, а второго декабря, сразу после моего дня рождения, мы поедем с ним в Америку. Я побывала за свою жизнь во многих странах, а вот в Штатах пока не доводилось. Для меня это долгожданный подарок.

– Что важнее для вас – успех в России или за границей?

– Я не верю, когда говорят о зарубежных аншлагах. Это ерунда. В лучшем случае там собирается группа русских эмигрантов. Конечно, важнее быть понятой и признанной дома. Бывая в разных российских городах с творческими встречами, я вижу неподдельный интерес к своей персоне. Неправда, что глубинка далека от культуры. На хороший спектакль пойдут и в Питере, и в Урюпинске…

– Галина Александровна, а как относятся к вашей славе дочери и внук? Где они живут и чем занимаются?

– Ирада и Маша категорически против того, чтобы я рассказывала об их жизни. Поэтому я вообще редко даю интервью. Несколько лет назад какая-то газета напечатала про них полную чепуху, а другие издания эту неправду растиражировали. У дочерей все хорошо, и с Филиппом у меня прекрасные отношения. Маша окончила Университет дружбы народов, а Ирада – киноведческий факультет ВГИКа. Она работает вторым режиссером. Филипп способный мальчик: учится в американской школе и знает несколько языков. К моей славе он относится с иронией. Это нормально, и я на него не обижаюсь.

– Кого вы пригласили к себе сегодня на юбилей и где собираетесь его отмечать?

– Придут только родные: дочери, их мужья, внук. Больше никого – ни в коем случае. Светские тусовки я и в молодости не любила. А праздновать будем в ресторане – закажем столик. Подарки, два букета – что еще надо для полного счастья?

Беседовала

Евгения УЛЬЧЕНКО

НОМЕР ОТ: 27 НОЯБРЯ, 2004 ГОДА

"Трибуна"

***