В здании администрации Беслана многолюдно, но разговоров почти не слышно. Большинство посетителей пришли в комиссию по распределению средств пострадавшим во время трагедии в 1-й школе Беслана в сентябре этого года. Самый распространенный здесь цвет — черный. Женщины в черных платьях и платках, мужчины — в костюмах крепового цвета. Люди стоят, потупив глаза, пытаются не смотреть друг на друга, словно боятся, что чужое горе напомнит им собственную беду. В тягостной тишине то тут, то там слышны сдавленные всхлипывания.

— Вы потеряли кого-то из близких? Хотите вернуть их к жизни? — вдруг слышу я голос в двух шагах от себя. Обернувшись, обнаружил, что исходит он от сухонькой старушонки в чепце, держащей в руках какие-то книги. Обращалась она к моему недавнему собеседнику Гие Макиеву, который несколько минут назад рассказывал, как боевики зверски убили его жену Людмилу и сына Станислава. Посмотрев на старушку тусклым взглядом, Макиев жестом попросил ее уйти. Но женщина не сдавалась — теперь уже она обращалась ко всем присутствующим:

— Те, кто хочет оживить родственников, знайте, что у вас есть шанс! В Москве живет уникальный человек — Григорий Грабовой, он вернет вам ваших близких! Он уже поднял из могилы двадцать человек, оживил и моего брата!

— Уходи отсюда, мы и так горя хлебнули, оставь нас в покое! — кричали одни.

— Подождите, дайте ей договорить! — отвечали им другие.

Неизвестно, чем бы это кончилось, но неожиданно появившийся в зале милиционер вывел старушку на улицу. Вышла она не одна — несколько человек отправились вслед за ней, а с ними и я. На улице женщина деловито собрала всех, присоединившихся к ней, в кружок и представилась. Выяснилось, что зовут ее Людмила Потлова, и приехала она в Беслан из Москвы:

— Я специально сюда добралась, чтобы помочь вам. Я несу благую весть, которую начальники от вас скрывают. Ваших родственников можно воскресить! Для этого всего-то надо сделать несколько чудотворных операций, и можете быть уверены — будете общаться с родными через несколько дней, они снова воскреснут.

Потлова объяснила, что воскрешение мертвых — процедура недешевая. И стоит она 39 тысяч рублей.

— Вы передаете мне деньги, я уезжаю в Москву, а потом возвращаюсь уже с необходимым оборудованием, и приезжает сам Учитель. А через неделю мы будем уже все вместе с вашими близкими пить чай. Поверьте, это не обман! — уверяла старушка собравшихся.

Как мне удалось выяснить, псевдоволшебница уже обманула в Беслане около десяти человек. А некоторые из них даже успели передать ей деньги. Так, Сабина Сизипова, у которой во время трагедии погибла сестра Марина и двое ее детей, отдала Потловой двадцать тысяч рублей. Обратно эту сумму она, конечно, не получила. Но в милицию не заявляет — ждет, пока «волшебница» вернется из столицы воскрешать ее сестру и племянников…

К сожалению, таких жуликов в Беслане сейчас очень много — объявления о предоставлении магических услуг встречаются очень часто. Особенно распространена «услуга» по предоставлению контакта с умершим родственником. Однако посещение подобных магических сеансов для людей, в недавнем прошлом потерявших близких, до добра не доводит… В этом я убедился лично.

«Открою коридор к усопшим» — такое объявление я прочитал на двери кафе, что возле Бесланского железнодорожного вокзала. Позвонив по указанному телефону, выяснил, что вещунья Маргарита за небольшую сумму поможет пообщаться с близкими, отправившимися в лучший мир.

— Возьмите с собой вещь любимого человека, которой он касался незадолго до смерти, и две свечи — черную и красную — и приходите в 9 вечера к 1-й школе, Маргарита будет проводить обряд там, — сказала мне девушка по телефону. И, немного помедлив, добавила: — И денег сразу принесите — 500 рублей.

Вид школы, в которой погибли более трехсот человек, даже днем оставляет неприятный осадок, а ночью она показалась жуткой. В тусклом свете уличных фонарей выбитые окна напоминают пустые глазницы мертвеца. Когда я подошел к зданию, возле нее уже переминались с ноги на ногу на зябком ноябрьском ветру три женщины. Обстановка к разговору не располагала, и мне удалось пообщаться лишь с одной из них — Еленой, она бывшая заложница и потеряла во время штурма свою 8-летнюю дочь Оксану, с которой и хочет наладить «ментальный контакт». В руке Лена сжимала стеклянную бутылочку из-под кока-колы. Она рассказала, что Оксана пила из нее незадолго до того как пойти в школу 1 сентября.

Вскоре появилась и сама Маргарита — женщина лет пятидесяти. Собрав деньги, вещунья попросила нас идти за ней и приготовить принесенные с собой свечи. Красную надо было держать в правой руке, а черную — в левой. Однако общения с духами в этот вечер не получилось. Когда мы подошли к спортзалу, где развивались основные трагические события, у одной из женщин не выдержали нервы. Она выпустила из рук свечи и опустилась на колени перед венком у входа:

— На этом самом месте моего сынишку убили! Моего Артурчика! На моих глазах в него семь пуль пустили. — причитала она. — Больше ничего разобрать было нельзя, у несчастной началась истерика. Маргарита и другие женщины пытались успокоить ее, но ничего не получилось. «Колдунья» Маргарита вдруг исчезла как по волшебству… А женщина еще долго билась в истерике. Когда ее вели домой, она заговаривалась, несколько раз падала в обморок…

Проходя мимо Дома культуры Беслана, я заметил человека, выделявшегося значком на груди с надписью: «Братство памяти». Он подходил ко всем прохожим и что-то говорил. Одни отмахивались, а тем, кто оставался послушать, мужчина раздавал листовки. «Придите к Гармонии — привнесите в ваш дом тепло!» — прочитал я на бумажке.

— Для меня главное — донести до людей истину, которая изменит их жизнь, — сказал мне Петр (так назвался мужчина). — Наше общество как раз этим и занимается. Мало кто знает, что все наши беды происходят из-за римской католической церкви, которая в первые годы христианства обманом канонизировала не те Евангелия. Если все будут следовать ее учению настоящего Евангелия от Иосифа, не будет ни бед, ни горя. Впрочем, можете сами посмотреть на наши собрания.

Вечером я пришел на собрание, которое проходило в двухместном номере гостиницы «Беслан». Собралось там человек семь. Из них двое были пострадавшими во время трагедии в 1-й школе. У Ахмета Галаева погибла шестилетняя дочь, а Рауф Зейминов потерял сестру Таю Ногаеву.

На собрании Петр раздал какие-то «амулеты со святой земли» — тряпочки, в которые были завернуты небольшие камешки. Рассказал, что эти камни спасут от любого горя. Потом предложил гостям чай, а после спросил, не готовы ли они помочь ему материально. Деньги, по словам Петра, нужны не ему, а братству.

Почти все присутствующие передали ушлому парню по 200-300 рублей. Через несколько дней я позвонил Зейминову домой. Он рассказал, что «Братство памяти» существует до сих пор и в нем состоят уже более 15 человек, из которых шестеро — бывшие заложники. Сколько денег он уже успел собрать — неизвестно. Однако просит он их у сектантов на каждом собрании.

C засильем шарлатанов, наводнивших город, правоохранительные органы бороться не в силах. В этом признался в неофициальной беседе один из высокопоставленных сотрудников УВД Правобережного района.

— Мы понимаем, в чем причина наплыва сюда такого количества жуликов. У людей появились деньги, большие деньги. И они очень привлекательны для мошенников всех мастей. Для тех, кто переживает потерю родных, деньги значат мало, они все их готовы отдать, лишь бы вернуть своих близких или хотя бы получить на это надежду. Жулики не брезгуют ничем, доходит до того, что пытаются подсадить несчастных, потерявших семьи, на наркотики. Недавно поймали гостя из Петербурга, который предлагал родным погибших путешествие в загробный мир на свидание с умершими. Человека сажали в закрытой комнате, и через несколько минут у него начинались галлюцинации. Есть предположение, что людей попросту обкуривали каким-то наркотиком.

Очень много сект западной ориентации, особенно иеговистов, пятидесятников. И все они фактически вымогают у людей деньги! По нормам человеческой морали таких мошенников надо сажать, а вот с юридической точки зрения… Как ты докажешь, что человек на самом деле не путешествовал в рай? Это очень сложно, вот и приходится аферистов отпускать.

Кстати, сами жулики немало рискуют, люди в нашем городе уже начали уставать от различных «магов» и «волшебников». По моим подсчетам, мошенники выманили у пострадавших около двух миллионов долларов. Недавно прямо на улице перед гостиницей избили пророка из секты «Светлая паства» оренбуржца Виталия Толокнова. Мы почти ничего предпринять не в силах, действуя в рамках Конституции и Уголовного кодекса. Возможно, дойдет до того, что люди их сами растерзают…

На вопрос, почему в Беслане появилось столько жуликов и как можно было бы решить проблему, ответил сотрудник миссии международной гуманитарной организации «World against terror» в Беслане, кандидат психологических наук Александр Парусов:

— Магов и колдунов всегда много там, где беда. Здесь, в Беслане, концентрация человеческого горя, может быть, даже выше, чем в ином районе боевых действий. А это — великолепная почва для жуликов. Они просто подменяют тут врачей-психологов, которых в городе не хватает. Людям нужно человеческое сочувствие, утешение. И у жуликов они его находят, хотя и не бескорыстно.

Чтобы такого не было, надо обратиться к западному опыту. Например, в США на месте катастрофы или аварии постоянно работают несколько сотен профессиональных психологов.

Михаил ПОЛЯКОВ

(Спец. корр. «Трибуны»)

НОМЕР ОТ: 27 НОЯБРЯ, 2004 ГОДА

"Трибуна"

***