Когда Мукунда Биста зашел в известный непальский храм Пашупатинат, чтобы, как обычно, вознести молитву индуистским богам, он неожиданно подвергся нападению чем- то рассерженных обезьян. Вместо общения с богами поцарапанному Бисте пришлось выложить около 10 тыс рупий /приблизительно 200 долларов/ на оплату счета за прививки против бешенства.

В последнее время непальские индуисты и буддисты опасаются посещать Пашупатинат и Сваямбхунат — два знаменитых культовых места в столице горного Непала городе Катманду, поскольку обнаглевшие и привыкшие к безнаказанности приматы буквально не дают им прохода. Впрочем, макаки и их более крупные по размеру собратья досаждают не только верующим.

Многочисленные стаи обезьян время от времени начинают штурмовать в Катманду посольство Индии. По словам представителя дипмиссии, был случай, когда они напали на персонал посольства, устроили беспорядок в принадлежащем ему здании и даже уничтожили часть важной документации. Кроме того, обезьяны атаковали и нанесли ранения детям, игравшим на отведенной для них площадке на территории посольства. Индийские дипломаты, считая, что обезьяны представляют серьезную опасность, обратились в городской муниципалитет с просьбой оградить их от набегов озорничающих братьев меньших. Власти, конечно, обещают принять необходимые меры, но вряд ли ситуация изменится к лучшему. Дело в том, что в Непале, Индии и Шри-Ланке обезьяны входят в знаменитую когорту священных животных в соответствии с распространенной в этих странах концепцией непричинения вреда, законом о карме, индийской мифологией и индуистским отношением к природе.

Чем объясняется, на первый взгляд, столь неоправданно терпимое отношение жителей южноазиатского континента к обезьянам? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к гениальному древнеиндийскому эпосу «Рамаяна». Прекрасную царевну Ситу отец обещал выдать замуж за того, кто натянет тетиву огромного лука. Собралось много женихов, но никто смог даже сдвинуть лук с места. Лишь царевич Рама легко поднял его одной рукой и так сильно натянул тетиву, что лук сломался. Сита увенчала его как победителя гирляндой цветов, и он стал ее мужем. Но коварный десятиголовый, двадцатирукий царь злых чудовищ-ракшасов Равана похитил Миту и унес ее далеко на юг, на остров Ланку. Он держал ее там в заточении, уговаривая стать его женой. Рама тотчас отправился на поиски Ситы. Верных помощников и друзей он нашел в царстве обезьян. Среди них был и мудрый Хануман. Он сумел разузнать, где находится Сита, по морю переправиться на Ланку, проникнуть во дворец и сказать плачущей женщине несколько слов утешения. Однако слуги Равана поймали Ханумана и в насмешку над ним подожгли ему хвост. Хануман вырвался от них, и прыгая по крышам деревянных домов, превратил в костер весь дворец и город Раваны.

После возвращения Ханумана был построен мост через океан и Рама с обезьяним войском вступил на остров. Навстречу ему на колеснице мчался сам Равана, пускавший одну за другой огненные стрелы. Но после длительной битвы он был сражен могучим Рамой.

В честь этой победы индийцы до сих пор устраивают веселый праздник. В этот день из бамбука, соломы и цветной бумаги сооружается огромное чучело многоголового Раваны, которое потом, к общей радости, поджигают. Наряженные в маски, в том числе обезьяньи, люди танцуют, прославляя Великого Раму, его верную жену Ситу и храброго Ханумана, одолевших в трудной борьбе силы зла.

ИТАР-ТАСС

*