Подготовка «Концепции развития отрасли информационных технологий РФ» близка к завершению. Ее принятие ожидается в январе 2005 года. Нынешняя, уже третья по счету, редакция в целом была одобрена 18 ноября на заседании правительства и вызвала сдержанное воодушевление у представителей индустрии. Документ (текст и возможность обсудить его доступны на сайте www.apkit.ru) предполагает принятие новых федеральных законов. В частности, закона «О праве на информацию».

IT-отрасль определяется как «часть экономики, в которой добавленная стоимость образуется в результате разработки, поставки, сопровождения и эксплуатации информационных технологий (без средств телекоммуникаций и информационных ресурсов)». Иными словами, речь идет о компьютерной и программистской индустрии, без отрасли связи. Той самой индустрии, которой оптимисты отводят роль спасительницы национальной экономики от «сырьевого проклятия».

Нынешние темпы роста нашего IT-рынка составляют не менее 25% ежегодно (в мире — 10% на протяжении последних пяти лет). Причем некоторые сектора и лидирующие компании растут еще быстрее, добиваясь 50% и даже 100% в год, при том что ни государство, ни фондовый рынок в это практически ничего не инвестировали (правда, государство, бурно компьютеризируя свой аппарат, сильнейшим образом стимулировало продажи компьютеров и софта, но считать это мерой по целенаправленной поддержке отрасли было бы неверно). Столь высокой динамики не демонстрируют даже цены на нефть.

Однако эта идиллия, пишут авторы документа, во-первых, обусловлена «невысоким стартовым уровнем» IT-отрасли. Во-вторых, сохранить нынешние темпы роста вплоть до 2010 года без специальных усилий государства не получится. А если не получится этого, то не будет, следовательно, и IT-вклада в удвоение ВВП. Последний вывод вполне оправдан понятным желанием IT-бизнеса (текст концепции готовили в АПКИТ — Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий под руководством президента группы компаний DPI Евгения Бутмана) использовать благоприятную политическую конъюнктуру, чтобы получить от государства преференции. Этим же, похоже, объясняется политкорректное упоминание в документе федеральной целевой программы «Электронная Россия», которую представители IT-индустрии в приватных беседах склонны скорее критиковать, чем хвалить.

Но не только и не столько в преференциях дело. С ними, кстати говоря, все не так просто: например, руководители и владельцы ведущих российских софтверных компаний возражают против введения налоговых льгот для своей индустрии (мотив: вслед за объявлением льгот на славящийся чистотой нравов IT-рынок хлынет криминальный капитал). Дело в существовании серьезных макроэкономических проблем IT-развития, а конкретно в том, что рост продаж компьютеров и программ в России как в государственном, так и в корпоративном, и в домашнем секторах рынка отчетливо зависит от объема нашего нефтяного экспорта (на что еще год назад обращал внимание, в частности, президент группы компаний Verysell Михаил Краснов). Если не избавиться от этой зависимости (а сделать это можно единственным образом — за счет выхода отечественной IT-индустрии на внешние рынки), на планах серьезного изменения структуры экономического роста страны можно будет ставить крест.

Участники рынка, впрочем, этот крест ставить не собираются. Наоборот, похоже на то, что они собираются нести свой крест и дальше. Вот что говорит Ольга Ускова, президент софтверной компании Cognitive Technologies: «Принятие концепции развития информационных технологий является во многом историческим событием. Это своего рода логический мостик от советского времени, когда отрасль имела все, и следующего за ним периода ранней демократии, когда отрасль не имела ничего, к настоящему времени, когда отрасль начинает в экономически обоснованных пропорциях получать то, что ей необходимо для нормального развития. Концепция является необходимым шагом для формирования разумной программы развития IT-отрасли в России. Она создает предпосылки для начала объективного процесса выравнивания уровня информационного развития между Россией и Западом. Правительство рассматривает развитие IT-отрасли в качестве приоритета. Этому процессу будет обеспечена высшая политическая поддержка, что позволяет рассчитывать на выполнение заложенных в концепции задач в указанный срок».

Задачи, о которых идет речь, таковы. Отрасль должна вырасти к 2010 году до 30 млрд долл. год. Занятость в ней составит не менее 5% работающего населения (3,5 млн человек) против 1,4% в 2001 году. Россия войдет в тройку лидеров на мировом рынке офшорного программирования с объемом экспорта в 3 млрд долл., а «ряд ведущих международных» IT-компаний на территории России будут осуществлять не менее 20% своих исследований.

Заметим, правда, что Индия к тому же времени собирается увеличить экспорт только программного обеспечения до уровня 50 млрд долларов.

В заключение — еще два момента. Первый состоит в том, что Министерство информационных технологий и связи РФ до недавних пор и по названию, и по сути было министерством связи. Сфера IT — новая сфера деятельности для ведомства Леонида Реймана. Концепция развития IT-отрасли предусматривает, по сути, что в IT-сфере будут как минимум повторены те же успехи, которых за последние три-пять лет добилась отечественная отрасль связи. Ситуация в IT-индустрии сегодня действительно схожа с той, которая имела место в отрасли связи к 2000 году, когда казалось, что мы безнадежно отстали от развитых стран. Сегодня IT-рынок достиг 7,5 млрд долл. (1,4% ВВП), и это тоже похоже на безнадежное отставание. Для сравнения: в США IT-рынок превышает 500 млрд долл. и составляет более 5% от ВВП.

Второй. То, насколько успешно пойдут дела у IT-индустрии, зависит не только и даже не столько от того, будут ли президент и правительство уделять ей какое-либо специальное внимание. IT-отрасль не существует сама по себе, она тесно связана со всеми без исключения остальными отраслями. По словам участников IT-рынка, сегодня в России зависимость бизнеса от бюрократии становится сильнее. Есть и иные проблемы, касающиеся прежде всего валютного регулирования и экспорта высокотехнологичной продукции, решение которых касается экономики страны в целом, а не одного отдельно взятого министерства.

Анна МАЙОРОВА

«Время новостей»

N°218

29 ноября 2004

"Время новостей"

***